«Великая способность — быть самим собой». Гравюры Иллариона Голицына в Художественном музее

Выставка «Рука творца. Гравюры Иллариона Голицына» посвящена творчеству выдающегося художника Иллариона Владимировича Голицына (1928–2007), автора живописных работ, линогравюр, ксилографий, рисунков и скульптур, и приурочена к 95-летию со дня его рождения.

Голицын вошел в историю искусства, прежде всего, как мастер гравюры, хотя он увлекался различными  графическими техниками. С середины 1950-х его привлекала линогравюра, в конце 1960-х он обращался к ксилографии. В экспозиции выставки представлены 14 работ мастера из фондов НГХМ, выполненных в обеих этих техниках. Это созданные в 1961—1971 годах жанровые сцены, портреты, натюрморты. Посетители увидят известные произведения художника: «Утро у Фаворского», «Мать и сын», листы серии «Времена года», «Стихи» и другие, ставшие классикой отечественной печатной графики.

В узком понимании некоторых искусствоведов Илларион Голицын не стремился к новизне, и все, что он сделал, можно рассматривать как расширение и продленное существование мира Владимира Фаворского. Действительно, с миром Фаворского художник произвел некую трансформацию, своим творчеством создав странную мифологию позднесоветской интеллигенции: «Голицыну удалось соотнести современное искусство с традицией, создать мир, где личность художника вступает в единение с его родовой памятью и окружающей действительностью».

Происходил он из старинного княжеского рода Голицыных, а его мать была урожденной графиней Шереметевой. В работах художника постоянно появляются портреты предков, он намеренно соединяет в одном пространстве людей в кафтанах и париках XVIII века и своих современников.

«Это оказалось второй важной составляющей его мифа. Советская интеллигенция в этот момент оказалась как бы новым дворянством, и тут князь Илларион Голицын оказался весьма отрадным образцом для подражания. Творчество его показывало, что наш мир является органическим продолжением того, исчезнувшего, и биография доказывала, что быть советским интеллигентом и русским князем — в сущности одно и то же».

«Ратую только за то, о чем сам боюсь забыть: что есть на свете великая способность – быть самим собой», — говорил художник. И эта человеческая позиция Голицына не была просто словами: в 1963 году на встрече с интеллигенцией в Кремле, где Хрущев подверг публичному разгрому культурных деятелей, он один из немногих вступился за Вознесенского, за что был также «изобличен» главой государства.

Своим первым учителем Илларион Голицын считал отца — иллюстратора Владимира Михайловича Голицына, большое влияние на юного художника оказал друг отца живописец П. Д. Корин. В 1946–1953 Голицын был студентом факультета художественной обработки дерева Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского). В это время и состоялись его встреча с В.А. Фаворским, во многом определившие направление его творческих поисков.

Неожиданным экспонатом выставки станет живописный «Портрет маршала П.С. Рыбалко» П.Д. Корина 1947 года из фондов музея. Дело в том, что руки модели знаменитый художник писал с 19-летнего Голицына. Однако, название выставки — не только напоминание об этом эпизоде, а указание как на мастерство обоих художников, так и на щедрость даровавшего им талант создателя мира.

Ранее в «Новой Сибири»:

Новосибирская филармония вручила «Золотые ключи» в честь своего дня рождения

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.