«Вернись с победой в славный город Новосибирск!»

0
1411

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения замечательного поэта-фронтовика, нашего земляка Бориса Богаткова. 

СЕГОДНЯ его именем названа одна из улиц Новосибирска, а также школа, в которой он учился. Кроме того, на аллее вблизи СибГУТИ Борису Богаткову в 1977 году был поставлен памятник. Но вместе с тем даже среди тех, кому знакомо это имя, далеко не всем известно, почему он удостоился этой высокой чести и какие подвиги успел совершить этот парень всего за 20 лет жизни. Тем более мало кто сегодня знаком с творчеством Богаткова-поэта, а ведь его перу принадлежат 44 стихотворения, многие из которых были высоко оценены как современниками, так и потомками.

Борис погиб 10 августа 1943 года. В те дни его Сибирская дивизия отчаянно штурмовала Гнездиловские высоты под Смоленском. Основные и самые тяжелые бои шли за 233-ю, самую укрепленную из них. Дважды автоматчики шли в атаку, и дважды бешеный огонь прижимал их к земле. И вдруг солдаты увидели, как без каски поднялся сержант Борис Богатков и, скомандовав «Запевай!», пошел в атаку. И все громче пел свою песню:

Все, гвардеец, в боях изведай —
Холод, голод, смертельный риск —
И героем вернись с победой
В славный город Новосибирск!

Через мгновение песню подхватили остальные бойцы, и с ней же они ворвались во вражеские траншеи. И тут в Бориса ударила вражеская автоматная очередь…

На следующий день вышла листовка о его подвиге, которую солдаты передавали из рук в руки: «Вечная слава гвардейцу, показавшему в бою богатырский дух и непобедимую силу советских патриотов!»

После гибели Бориса Богаткова его тетради со стихами переслали с фронта домой, в Новосибирск. Его стихи были опубликованы в различных сборниках советской поэзии, а Западно-Сибирское книжное издательство в 1973 году выпустило «Единственную книгу» — сборник стихов и писем Бориса Богаткова. В 2014 году вышло новое издание сборника, с рассказами о том, как родной город чтит память о своем земляке. Посмертно Борис был принят в члены Союза писателей СССР.

Комсомолец, поэт, гвардии старший сержант, командир взвода автоматчиков… Кем только не успел побывать красивый и необычайно одаренный юноша. Посмертно он был награжден орденом Отечественной войны первой степени, а его имя навечно внесено в списки 22-й гвардейской Сибирской дивизии.

***

Борис Богатков родился 3 октября 1922 года в селе Балахта недалеко от города Ачинска Енисейской губернии. В семье Боря был единственным ребенком. Отец, Андрей Михайлович, был ответственным партийным работником и в силу загруженности по работе дома бывал редко. Все заботы по воспитанию мальчика легли на мать, Марию Евгеньевну, которая в 1931 году тяжело заболела и вскоре умерла. С девятилетнего возраста мальчика воспитывала его тетя, сестра матери, Татьяна Евгеньевна Зыкова, которая жила в Новосибирске и работала в местной школе. В эту школу и пошел Борис, и эта же школа сегодня гордо носит его имя.

Любовь к литературе у Бори проявилась с самого раннего детства. Огромную роль в этом сыграли его самые близкие люди — мама и тетя, которые сначала читали ему стихи и сказки, а позднее привили склонность к самостоятельному чтению. С 10-летнего возраста Боря сам взялся за перо — писал стихи на любых клочках бумаги, что попадались под руку. Его творчество не осталось незамеченным — на всесоюзном конкурсе «Наша Родина» Богатков завоевал вторую премию. Вскоре Борис начал печататься в различных периодических изданиях. Например, стихотворение «Совершеннолетие», написанное 3 октября 1940 года — в день его 18-летия, — было напечатано в «Комсомольской правде», а в журнале «Смена» под рубрикой «Стихи школьников» был опубликован стих «Сквозь ливень»

После окончания школы Борис Богатков отправился в Москву, где в 1940 году поступил в знаменитый Литературный институт имени Горького. Учился он по вечерам, а днем работал проходчиком на Метрострое. В том же 1940 году появляются первые публикации Богаткова, и тогда же на творчество молодого, но необычайно даровитого поэта-самородка обратил внимание сам Алексей Толстой, который сделал его своим персональным стипендиатом.

Кроме поэзии, которая стала главным делом его жизни, Богатков также увлекался плаванием, лыжами, занимался легкой атлетикой, играл в футбол. Юноша строил планы на жизнь, мечтал сделать как можно больше, но тут началась война.

Узнав о вероломном нападении гитлеровцев, Богатков сразу отправился в военкомат и попросился в летное училище. Но мечте о небе не суждено было сбыться, и тогда Борис отправился добровольцем на фронт. О его настроении в то роковое время красноречиво говорят, например, такие стихи:

Молодостьза все родное биться
Повела ребят в огонь и дым,
И спешу я присоединиться
К возмужавшим сверстникам своим!

Впрочем, воевать Борису тогда пришлось недолго. Осенью 1941 года, под Москвой, он был контужен, долго лежал в госпитале, после чего услышал вердикт «К службе в армии не годен» и был снят с воинского учета.

После выписки из госпиталя Богатков вернулся в Новосибирск, к тете. Он тяжело переживал произошедшее, рвался назад на передовую и до конца со своим отзывом с фронта так и не смирился. Впрочем, пока он решил бороться с врагом другим действенным оружием — словом. Борис посещал собрания кружка молодых поэтов при Союзе писателей, «полные яростных споров, горячих возгласов, смеха, аплодисментов». Борис, среди прочих, читал там свои произведения. По воспоминаниям его друга Николая Мейсака, этот «скромный, застенчивый парень в шинели и обмотках полюбился всем. Он привнес свою очень серьезную тему, как бы привел сюда своего лирического героя — пламенного комсомольца, патриота, мечтателя».

Писатель Афанасий Коптелов запомнил Богаткова таким: «Сероглазый, светловолосый, немножко медлительный, он был на редкость простым, мягким и задушевным человеком. О нем говорили: «Скромный, как красна девица». К этому можно добавить: «Честный, как сама правда».

Главным делом для Богаткова в то время была работа в «Окнах ТАСС». Борис всегда, особенно в начале своего творческого пути, стремился равняться на Владимира Маяковского и любил повторять как свое главное творческое кредо: «Если твоя строчка сегодня вдохновила рабочего, если он, прочтя твои стихи, сделал лишний снаряд — ты, поэт, можешь чувствовать себя счастливым». Вскоре его стихи, песни, злые частушки стали появляться в окружной военной газете «Красноармейская звезда», звучали в сатирической радиопередаче «Огонь по врагу». Строчки, выходившие из-под пера Богаткова, тут же становились крылатыми и разносились по всему городу, поддерживая в новосибирцах веру в грядущую победу.

И все же он рвался на фронт. С восхищением рассказывал своим друзьям о древнегреческом поэте Тиртее, который шел впереди спартанских воинов и стихами звал их на бой.

Известно, что любые сравнения весьма условны. Но, говоря о Богаткове, невольно на память приходит другой великий отечественный поэт — Василий Жуковский, на век которого выпала первая Отечественная война в нашей истории. Горячий патриот своей Родины, охваченный национально-освободительным порывом, Жуковский в августе 1812 года поступает поручиком в Московское ополчение. Правда, серьезного участия в боевых действиях, в том числе в легендарном Бородинском сражении, ему принять не довелось. Но зато его перу принадлежит, пожалуй, один из лучших образцов русской патриотической лирики — стихотворение «Певец во стане русских воинов», написанное в 1812 году, в самый разгар войны.

В январе 1943 года, несмотря на запреты врачей, Богатков вновь отправляется на фронт, где его зачисляют в 62-й Новосибирский полк командиром отделения. Вскоре Борис получил звание сержанта Сибирской добровольческой дивизии и возглавил взвод автоматчиков, о чем с гордостью сообщал в письмах к друзьям.

На передовой Богатков сдружился с поэтом и журналистом Василием Цехановичем. В минуты затишья они читали друг другу стихи и мечтали о будущих книгах. Однажды они услышали, как кто-то из немецких солдат наигрывал на губной гармошке знаменитого «Сурка» Бетховена на стихи Гете. Богаткова это сильно покоробило: как фашистские изверги смеют прикасаться к священному искусству! Тогда же он начал набрасывать одно из своих последних стихотворений, которое так и не успел закончить. И там были такие строчки: «Стреляй наверняка, но постарайся бетховенскую песню не задеть».

На фронте Борис часто переписывался со своими новосибирскими друзьями-поэтами, за месяц до гибели Богатков написал письмо Елизавете Стюарт — замечательной поэтессе, которую называли «сибирской Ахматовой». В 1955 году Стюарт напишет стихотворение «Бессмертие», посвященное «герою, солдату, поэту».

В 1972 году в Новосибирске провели открытый конкурс на проект монумента Борису Богаткову, средства на его сооружение молодежь города собирала на субботниках и воскресниках. Открытие памятника, созданного скульптором Михаилом Меньшиковым — тоже участником Великой Отечественной, — состоялось 2 июля 1977 года. В день 35-летия формирования Сибирской добровольческой дивизии собрались ветераны войны, в том числе собратья Богаткова по литературному цеху. Среди них был Василий Цеханович, читавший стихи, посвященные своему боевому товарищу.

Дмитрий ОВЧИННИКОВ, специально для «Новой Сибири»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.