Театр «Красный факел» запустил в социальных сетях продолжение фотопроекта #красныйфакелвдеталях, рожденного на старте сезона в рамках промо-кампании премьеры «Достоевский. Невозможное чудо». Идея выпустить серию фотографий, передающих стилистику и атмосферу спектакля, впервые была воплощена накануне первых показов байопика о последних годах жизни классика русской литературы, а теперь нашла продолжение в фотонаблюдениях за спектаклем «Дело».
У каждого этапа фотопроекта #красныйфакелвдеталях своя концепция. В предвкушении премьеры спектакля Владимира Золотаря по пьесе Алексея Куралеха «Достоевский. Невозможное чудо» авторам фотосъемки ‒ актрисе Луизе Русановой и помощнику режиссера Марии Кремлевой ‒ хотелось подогреть ожидание циклом снимков, в которых можно было ощутить настроение новой постановки в штрихах, намеках и маленьких подсказках. Ускользающие турнюры, чопорные цилиндры, строгий изгиб дамской перчатки, пикантно выпорхнувший из-под многослойной юбки чулок, — все это сулило подробный бытописательный рассказ о жизни гения и нравах позапрошлого столетия.
Для презентации спектакля «Тайм-аут», приуроченного к показу режиссерской работы Петра Шерешевского в основной программе фестиваля «Хаос» в октябре, свет увидела новая фотосерия, позволяющая крупным планом запечатлеть маленькие бутафорские радости спектакля. Так на полках супермаркета, ставшего одной из доминант сценографического решения «Тайм-аута», хранится 50 магазинных и 150 специально изготовленных художниками-бутафорами упаковок пшена и работает настоящий кассовый аппарат, в квартире одного из героев обитает чучело ворона, в холодильнике другого ‒ в горке бутафорских котлет прячется единственная съедобная, а в приближающей финал сцене манит идеально взбитой пеной самая настоящая ванна, наполненная горячей водой. Пока героиня уходит под воду буквально, созерцатели фотографий могут окунуться в мир спектакля виртуально.
Премьера сатиры «Дело» по пьесе Александра Сухово-Кобылина состоялась в сентябре прошлого года. В этом сезоне спектакль Дмитрия Егорова начал бурную внерепертуарную жизнь. Побывал на фестивале «Реальный театр» в Екатеринбурге, получил семь номинаций на соискание премии «Золотая маска» и стал обладателем трех статуэток премии «Парадиз». Одна из наград ‒ «За органичный синтез классики и современности» ‒ концептуально совпала с замыслом фотопроекта. Ассистент режиссера Мария Кремлева и фотограф Артем Котельников создали серию снимков, в которых, как и в спектакле, соединяются и при этом конфликтуют две реальности, два века, две картины мира. Эти миры, проявляющиеся в том числе и во внешнем виде героев, решено было наглядно «столкнуть» и отобразить в фотосъемке. Так и родилась серия портретов, на которых в единстве и борьбе противоположностей существуют граждане века нынешнего и господа минувшего столетия. На смену вездесущему чаепитию приходит не менее тотальное делопроизводство. Цифровые гаджеты заменяют бумажные носители. Приветственное приподнимание шляпы преобразуется в кокетливое оттопыривание медицинской маски. Дамы предпочитают успокоительным каплям чашку крепкого кофе. Деловые люди ценят брендовый костюм больше наградных знаков в петлице сюртука. И все же по сути ничего не меняется на одной шестой части суши — адские шестеренки бюрократии продолжают крутиться и наматывать человеческие жизни на колесо.
На этом история проекта #красныйфакелвдеталях не заканчивается. По задумке креативной команды «Красного факела» проект найдет отражение во всех репертуарных спектаклях: ведь в каждом из них есть заслуживающие внимания моменты и нюансы, которые зритель из зала видит далеко не всегда. В следующий раз объектив фотокамеры будет направлен на героев нашумевшего спектакля «Три сестры» и, вполне возможно, снимки покинут интернет-пространство и начнут экспонироваться в стенах театра.
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»
Фото Артема КОТЕЛЬНИКОВА