В арт-центре «Красный» 3 марта открывается выставка прекрасного новосибирского художника Владимира Фатеева, ушедшего из жизни год назад. На выставке будут представлены работы последних лет, не выставлявшиеся при жизни Владимира Афанасьевича.
Как и всегда, выставка заслуженного художника России изобилует юмором, глубоким содержанием и фантазийными сюжетами. Всем поклонникам работ Фатеева знакомы его излюбленные персонажи — Пушкин и Гоголь, Чапаев и Буденный.
Фатеев когда-то сказал, что ему интересно, чтобы краски вызывали эмоции. Вот и автор одной из статей про художника Сергей Самойленко поясняет этот тезис: «Искренность для Фатеева прежде всего в цвете. Чистота его цвета почти ослепляет, заставляет чуть ли не зажмуриться, особенно с непривычки — откуда бы нам взять в будничной запыленной жизни, тем более в тусклых, невзрачных сибирских ландшафтах, тем более в сером Новосибирске такую интенсивность красок».
На вопросы о «продолжении традиций русского примитивизма» Фатеев реагировал вполне категорично: «Никакого примитивизма я не понимаю! Это не примитив, а такой почерк, такой взгляд. Я не реалист, но и не примитивист». По поводу восприятия его работ как приглашения поиграть во что-то легкомысленное, Фатеев отвечал так же серьезно: «Близкое мне дурачество — нарисовать зеленого кота в клеточку — это повод для решения творческих задач».
Фатеев наиболее известен как театральный художник: он оформил около 70 спектаклей в различных театрах страны, в Новосибирске работал главным художником ТЮЗа, наиболее плотно сотрудничал с драматическим театром под руководством Сергея Афанасьева: «Мне нравится, когда режиссер не прижимает, а отпускает», — говорил он. С 1991 года Фатеев заведовал театрально-декорационным отделением Новосибирского государственного художественного училища. Живописные работы Владимира Фатеева есть в коллекции художественного музея Новосибирска, в галереях других городов, а также в частных коллекциях по всему миру.
Художнику как «далекое-близкое» всегда были интересны яркие темы дореволюционных ярмарок с медведями, торговцами и пестрыми толпами, колоритные типажи «бутафорских» матросов, «лубочных» девушек, фантастических котов и зайцев, но волновали его и вполне серьезные библейские сюжеты.
«Мир Владимира Фатеева существует в гармоничной целостности и единстве, — пишет все там же все тот же Сергей Самойленко. — Театр неотделим от живописи, элитарная эрудиция — от демократичности, античность и Священная история — от современности, город — от деревни, фигуративность — от абстракции, юмор — от серьезности и драмы. В этой нерасторжимости и есть, полагаю, главная тайна, главное свойство этого большого художника, умеющего вызывать у зрителя удивление и улыбку, счастье и восторг».
Организаторы выставки на своей странице «ВКонтакте» пишут, что у Владимира Фатеева осталось много учеников, самые известные из которых — художники Евгения Шадрина-Шестакова из Новосибирска и Алиса Юфа из Петербурга. А в комментариях напоминают, что «…есть у него и не менее известные ученики, которые занимаются непосредственно театральным искусством, — например, Тимур Гуляев, который работает в НОВАТе с самого окончания училища; великолепная Маша Гнучевская, имеющая множество высоких театральных наград; Евгений Лемешонок, который работал почти со всеми драматическими театрами Новосибирска; Денис Шуриц».
Николай ГАРМОНЕИСТОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»: