Обновленный немецкий орган зазвучит в Новосибирской государственной консерватории в 2020 году
ТРЕТИЙ органный форум, который пройдет в консерватории с 24 февраля по 3 марта, окончательно решит судьбу новосибирского органа, который ожидает реставрация.
Ремонтировать инструмент, построенный в 1968 году мастерами Wilhelm Sauer, будут их потомки, работающие в этой же немецкой фирме, основанной в середине XIX века и носящей имя своего основателя. Технический руководитель этой немецкой компании Томас Ланг специально прибыл из Франкфурта-на-Одере, чтобы оценить состояние музыкального инструмента и подготовить предложения по порядку работы над проектом.
В беседе с журналистами Томас Ланг так оценил текущее состояние органа:
— Ему уже нужна операция. Внутри органа много пыли, кроме того, нужно чистить каждую органную трубу. Необходима замена капсюльного сукна и кожи механической части инструмента, все устаревшие электрические детали нужно заменить на детали нового стандарта, чтобы получился современный европейский инструмент. Самая важная деталь ремонта — пульт органа. Он — как мозг человека. И этот мозг уже очень старый — он не так много запоминает. Возможно, его после замены передадут городскому музею, но обязательно нужно сохранить старые органные трубы.
Ожидающий реконструкции инструмент высотой около девяти метров в числе самых крупных, что есть в Сибири (43 регистра), хотя, например, омский аналог имеет на 10 регистров больше. Органистка консерватории им. Глинки Наталья Багинская надеется, что во время реставрации новосибирского органа ему, возможно, добавят еще пару регистров, хотя, по словам Томаса Ланга, каждый новый регистр будет стоить несколько тысяч евро. Господин Ланг пообещал, что после ремонта новосибирский орган прослужит еще долго — минимум 50-60 лет. «Меня он точно переживет, — улыбнулся мастер. И подчеркнул: — Но все будет зависеть от настройщика. Он — скорая помощь».
Настройка органа зависит от перепада температуры, давления, сквозняков. Как рассказали «Новой Сибири» сотрудники консерватории, сейчас в вузе работают два профессиональных настройщика, которые проводят осмотр практически ежедневно, а перед концертами на настройку уходит несколько часов.
Ремонт одного из крупнейших и старейших органов Сибири начнут текущим летом. В первую очередь демонтируют все органные трубы и перенесут их в хранилище, где поддерживается определенная температура. Каждую трубу впервые за полвека (хотя это и положено делать раз в десять лет) почистят, а после этого начнется ремонт большого концертного зала.
— Не имеет смысла ремонт органа без ремонта зала, — отметила и. о. ректора Новосибирской консерватории Жанна Лавелина. — В концертном зале потолок протекает в нескольких местах: нужно чинить крышу, потолок, стены, заменить кресла. Но самое главное, чего бы мы не хотели лишиться во время ремонта зала, так это имеющейся сейчас замечательной акустики. Так что будем точно соблюдать все рекомендации профессионалов.
Проектно-сметная документация на ремонт большого зала Новосибирской консерватории в настоящее время находится на экспертизе. Федеральный Минкульт намерен выделить на ремонт 75 миллионов рублей. А сам инструмент собираются реставрировать на спонсорские деньги — 25 миллионов пообещал передать на эти цели российский магнат Михаил Гуцериев.
— Хватит ли этих денег на ремонт органа или зала?.. Даже при ремонте дома никогда не знаешь, сколько уйдет: вскрываешь крышу, а там… Надеемся на консолидацию бизнес-сообщества. Ведь наш орган — достояние всей Сибири, — сказала Жанна Лавелина. И отметила, что в лучшем случае обновленный орган вновь зазвучит осенью 2020 года.
Органные концерты в консерватории пока намерены перенести в концертную гостиную, рассчитанную на 35 слушателей. В одном из классов здесь стоит небольшой инструмент с 27-ю трубами от Wilhelm Sauer, построенный мастерами компании в 1978 году. Этот орган (его называют «младшим братом») в идеале тоже нуждается в ремонте, но конкретных планов по его реконструкции пока нет.
Есть в консерватории и третий раритетный орган, собранный из двух довоенных: один Walker в период Второй мировой эвакуировали в Новосибирск из Ленинграда, а второй привезли из Ленинграда уже в 1960-х годах — на запчасти для одного полноценного музыкального инструмента. Сейчас эта реликвия находится в 117-й аудитории, но ремонтировать ее, по мнению немецких мастеров, не имеет смысла.
Элла СЕМЕНОВА, «Новая Сибирь»
Фото Павла КОМАРОВА