Известный художник Вася Ложкин, горячо любимый широкими народными массами, впервые привез в Новосибирск свою большую выставку. Этого ярославского художника принято называть народным — потому что он понятен всем и каждому. Но совсем не как Пиросмани, например, — потому что Пиросмани действительно в общем и целом понятен, а у Ложкина это только одна видимость всеобщего понимания. Может даже сложиться такое впечатление, что художник сам плохо понимает, что он делает и для чего, потому что давно во всем этом запутался. Хотя и это тоже одна видимость. Да и вообще Ложкин-то на самом деле вовсе не Ложкин, а Алексей Куделин, скрывающийся под псевдонимом.
И все же, как логически не выворачивайся, следует признать, что художника хорошо знают чуть ли не миллионы посетителей интернета — по его картинкам с добрыми котиками. Хотя, если честно, то в основном по картинкам со злыми котиками, мрачными медведиками, а также мужиками и бабами пугающего вида. Вот что-то в этом роде и предстоит увидеть посетителям нового, с позволения сказать, вернисажа.
Выставка «Восход нового солнца» в Городском центре изобразительных искусств объединит 130 работ и инсталляций Васи Ложкина, созданных в 2018 году. Автор расскажет, как «устроен дивный новый сетевой мир, кто такие его герои и злодеи, и как остаться неуязвимым в интернете».
А вот простым зрителям нравятся бесконечные коты Ложкина, нравятся — хоть убей. И они, конечно же, увидят этих пресловутых котов на выставке в ГЦИИ. Ведь коты, как формулируют организаторы, «по эту и ту стороны компьютера зафиксированы на пике эмоционального выражения. Говоря на языке новых определений, они постироничны».
Ну а сам Ложкин- Куделин со своей стороны старается всех помирить и успокоить:
— Как художника (в большом смысле слова, конечно, ибо рисовать я не умею) меня мало интересует окружающая действительность. Я изображаю сказочный придуманный мир. Порой это мир психозов и всевозможных пограничных состояний, порой бывает страшновато, но всё же это сказка с хорошим концом.
Кстати, художник скандально знаменит в нашем городе еще и тем, что его картину «Великая прекрасная Россия» Октябрьский районный суд Новосибирска в январе 2016 года признал экстремистской. Автор произведения тогда заявил СМИ, что удивлен таким решением суда. По его словам, изначально картина задумывалась как ироничная иллюстрация к посту в личном блоге: «Экстремистский подтекст в произведении отсутствовал», — подчеркнул художник. Полотно Ложкина изображало подобие карты Евразии, на которой контуры России обозначались как «Великая прекрасная Россия», а вокруг нее — территории, названные разными обидными словами. Вот и все.
Как выяснилось позже, вердикт суда основывался только на заключении психолого-лингвистической экспертизы. Художник успешно обжаловал решение в областном суде, дело направили на пересмотр, и в феврале 2019-го суд уже не нашел никакого экстремизма в картине.
Как считают многие критики, сюжеты Васиных картин перекликаются с нашей нынешней и прошлой реальностью, пестрят бытовыми, социальными, психологическими и политическими коллизиями. Хотя в своих живописных полотнах автор изображает мир вымышленного города Кобылозадовска, его герои апеллируют к тому или иному общественному мифу, архетипу, страху или идеалу.
— По сути, мои картины – это панк в живописи, — честно признает художник. — Мне интересен человек в состоянии крайности; безумие человеческое, его я и стараюсь отобразить.
Возможно, такая экзистенциально-панковская позиция может показаться убедительной для широких народных масс, но уж никак не специалистов в данном жанре. К примеру, Вячеслав Мизин, представитель упомянутой группы «Синие носы» вот так комментирует новое культурное событие:
— Эти ребята из группы «Колдовские художники», название которой в сокращенном виде в газете нельзя печатать, очень популярны. Мне, например, рассказывали хохму, что какие-то предприимчивые люди выпустили серию художественных альбомов, где среди Рембрандта и Ван Гога присутствовал и Вася Ложкин. Говорят, проект был коммерчески успешным. Стилистика-то, конечно, довольно примитивная, и фигуранты все у него на одно лицо, но вот изворотливость в подборе тем и слоганов присутствует. А в целом, конечно, они последователи сибирского иронического концептуализма. Ведь всё, как известно, уже давно изобрели в Сибири. Так что я двумя руками голосую за поддержку эпигонов из столиц.
Вот такая суровая оценка котиков&Со. Что это: банальная ревность художника или трезвая оценка эксперта? Возможно, об этом мы с вами никогда не узнаем.
Может быть, кого-то успокоит, а кого-то наоборот обеспокоит заявление, которое художник Ложкин совсем не так давно сделал, сказав, что теперь «старается делать больше чего-то позитивного, чего-то, что вызывало бы положительные эмоции». И, надо заметить, это настораживает. Ведь такой подход к сатирическому русскому лубку может разрушить всю концепцию и погубить всю всенародную любовь.
Пока что этого, к счастью, не произошло и выставка в ГЦИИ продлится до 9 июня.
Николай ГАРМОНЕИСТОВ, «Новая Сибирь»