В Художественном музее открылась выставка «Прекрасное в простом. Русский натюрморт XIX-XXI веков».
ВЫСТАВКА посвящена натюрморту — наиболее концептуальному жанру изобразительного искусства. Внешне бессюжетный, этот жанр, отражая все многообразие связей человека с миром вещей, является одним из самых философских. В экспозицию выставки включено 54 произведения живописи и декоративно-прикладного искусства из фондов Иркутского областного художественного музея. Каждый из разделов экспозиции посвящен одному из основных типов натюрморта, где определенные предметные мотивы и скрытые за ними смыслы играют главную роль в создании художественного образа.
Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нем первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца XIX столетия натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве «низшего» жанра. И только начало XX века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров.
Раздел «Натюрморт в портретах и жанровых картинах» представляет картины, где предметы обогащают смысловое содержание произведений. В работах Д. Г. Жукова «Все в прошлом», В. М. Максимова «Слуга (По примеру старших)» вещи нередко «позируют» наравне с героями, отражая нормы поведения, приметы быта, характеризуя профессиональные занятия персонажей.
В раздел «Цветы и плоды» включены картины с изображениями даров природы, такие как «Натюрморт. Семена и клубни» А. Ю. Никича-Криличевского, «Цветы на окне» П. Н. Крылова, «Сирень» В. В. Тетенькина, «Маки» Б. Ф. Домашникова. Произведения с подобными мотивами обладают не только декоративным, но и аллегорическим значением.
Большой интерес вызовут у зрителя эффектные натюрморты ведущих художников первой половины XX века П. П. Кончаловского, А. В. Куприна, М. С. Сарьяна.
Достоинство этого проекта заключается в возможности увидеть эволюцию жанра, выделить основные художественные тенденции в отечественном натюрморте, а также выявить и характеризовать его региональные черты в работах известных иркутских мастеров В. С. Рогаля, А. И. Вычугжанина, Г. Е. Новиковой, А. Г. Костовского, А. И. Алексеева, которые обогатили общую «картину мира».
Экспозиция выстроена кураторами таким образом, что зритель может проследить сложное, иногда противоречивое развитие жанра натюрморта в России начиная с середины XIX века и заканчивая нашим временем.