Знаменитый медведь выходит на балетную сцену НОВАТа

0
14

У каждого из нас — и ребенка и взрослого (который когда-то был ребенком) свое отношение к медвежонку Винни-Пуху. У одних оно сформировано чудесными мультфильмами Федора Хитрука с музыкой Моисея Вайнберга, с голосами Евгения Леонова, Ии Савиной, Эраста Гарина. У других знакомство более основательное — это те, кто прочитал книгу Милна в переводе Бориса Заходера и знаком с мальчиком Робином. Есть и те, и другие, но в одном можно быть уверенным — они все единодушны в своей симпатии к героям этой сказки. Поэтому, учитывая огромную популярность на протяжении уже более полувека, персонажей мультиков, воплощать жизнь и облик героев Милна в театре, особенно музыкальном, дело рискованное.

Но люди театра народ рисковый. Тем болееив268 что практически вся многовековая история произведений, написанных для музыкального театра, порождена произведениями художественной литературы. Вспомним «Онегина» и «Пиковую даму», «Риголетто» и «Отелло», «Спящую красавицу», «Щелкунчика» и «Ромео и Джульетту». Исключения из этого правила только подчеркивают примат литературы как источника сюжетов. Что же тогда говорить о так называемом «детском репертуаре»? Обратимся к афише Академического театра оперы и балета за последние несколько лет: «Сказание о Козлике» А. Абраменко и «Двенадцать месяцев» С. Баневича, «Чиполлино» К. Хачатуряна, «Стойкий оловянный солдатик» С. Баневича (а еще раньше его же «Снежная королева»), «Малыш и Карлсон» А. Гладких, «Буратино» А. Семенова, «Морозко» М. Красева и «Терем-теремок» И. Польского. Добавим сюда «Сказку о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, которую театр позиционирует как оперу для детей, тогда уж и «Золушку» С. Прокофьева и вечный новогодне-рождественский хит «Щелкунчик» Чайковского, ставший коммерческим (увы!) фактором (30 представлений в декабре-январе, а цены — отдельная тема). Да, сюда же можно отнести и балет Р. Щедрина «Конек Горбунок». Вот такая пестрая кампания. И это еще не полный список. Теперь к ней присоединился балет А. Кротова «Винни-Пух».

Однако появление Винни-Пуха — это уже второе за последние сорок лет: в ноябре 1985 года театр поставил оперу «Винни-Пух» ленинградского композитора Ольги Петровой.

Нынешний «Винни-Пух» совсем иной. И дело не столько в том, что там была опера, а здесь балет. Дело в характере музыки, в тональности сценического повествования. Тот, оперный Винни-Пух тяготел к спокойному, даже психологическому развертыванию всем известных историй о забавном медвежонке и его друзьях. В балете, сочиненном Александром Омаром, который является не только автором либретто, но и хореографом-постановщиком, совершенно другой темпоритм. Здесь главное — игра, веселая, динамичная. Все начинается с убранства сцены. Художник-постановщик Олег Молчанов создал волшебный мир, который не просто окружает героев балета, но способен меняться и создавать новые условия для их существования. Все движется, все оживает, все двери неожиданно открываются, как бы приглашая зрителя заглянуть поглубже. Забавны и остроумны костюмы. Художник по свету Игорь Якушев и видеохудожник Константин Щепановский создают атмосферу чудес и фантазий, используя современные ресурсы (экран, позволяющий «вырваться» из сценического пространства). Конечно, в балетном варианте знакомой всем истории герои лишены некоторой «пухлости», свойственной их мультипликационным и книжным источникам, но это не мешает узнавать то, что знакомо по кино, по книжке. А в некоторых случаях и корректно добавлять новые детали.

Так, действие в первом и втором актах начинается с утреннего вставания героев. Они демонстративно чистят зубы и умываются. «Надо, надо умываться…» так и вспоминаются строчки Корнея Чуковского и думается, что не одна мама, приведшая на спектакль своего ребенка, не упустит возможности сказать своему чаду: «Вот видишь, он зубы чистит…!»лай Но самое главное — это танец. Легкий, изобретательный, и наглядный при этом.

Первое действие условно можно назвать «Мед». Отсюда обилие пчел, эпопея с подъемом к их гнезду с последующим падением («Ба-ба-хх!» — будет обозначено на экране). Для второго действия уместно наименование «Хвост», поскольку здесь героями становятся Ослик Иа и САва. Отступление от «канонического» сюжета не вызывает возражений, поскольку сделано это забавно и со вкусом. САва — хозяйка танцевальной студии (даже вначале потянуло на ассоциации с известной «Это школа Соломона Пляра, школа бальных танцев вам говорят…», но нет, здесь совсем другие танцы и иная атмосфера. В правом углу сцены появляется маленькое пианино, на котором увлеченно играют все желающие. Ну а центром действия становится «вернисаж хвостов», где все идет по принципу «чей хвост лучше»: от лисьего до рыбьего, через крокодильи хвосты, хвосты лемуров и павлина.

Замечательный финал спектакля, когда шары (еще один обязательный атрибут происходящего) поднимаются над сценой и… отправляются в публику. Но не будем стараться пересказывать все, что происходит на сцене, — это надо видеть. И слышать.

Александр Омар не просто придумал и сочинил этот спектакль, он подготовил тайминг, который позволил композитору Андрею Кротову создавать партитуру балета с учетом требования хореографа и сюжета. Поэтому в музыке нет ничего лишнего, она тесно связана с балетными мизансценами. К этому надо добавить умение композитора создавать яркие и выпуклые музыкальные характеристики. Опыт автора, создателя нескольких опер и мюзиклов, сказался и при написании его первого, на сцене Академического театра, балета. Музыка его обладает особой эмоциональной заразительностью, в равной степени увлекающей и исполнителей, и зрителей.

Об исполнителях нужно говорить отдельно. Все они учащиеся старших курсов Хореографического училища. Танцуют с огромным вдохновением и увлечением. Причем «кордебалету» (так назовем исполнителей массовки — пчел, совят, бабочек и пухов) приходится перевоплощаться по ходу спектакля. И это хорошая школа на их профессиональном пути. А исполнителей партии Пятачка — Карина Ферманчук, Ослика Иа — Илья Милованов, Сова Сава — Екатерина Какорина следует отметить, как начинающих солистов. Появление же на сцене в премьерных спектаклях «взрослого» солиста Никиты Ксенофонтова в заглавной партии, сразу поднимает исполнительский уровень всего происходящего. Никита Ксенофонтов, звезда Новосибирского балета, по сути, проводит мастер-класс со своими коллегами.

И последнее. В финале участники спектакля выходят на поклоны под звуки веселой музыки галопа, как бы сочиненного специально для этих целей. Но удивительное совпадение. Андрей Кротов, как каждый настоящий профессионал, извлек эту музыку из своего творческого багажа, балетного дивертисмента его первой оперы «Ковчег». Которая была впервые исполнена 32 года назад на этой же сцене, и называлась она тогда Концертный зал Академического театра оперы и балета. И еще. В начале своей профессиональной жизни Андрей Кротов 16 лет работал концертмейстером в Новосибирском хореографическом училище. Круг замкнулся. Винни Пух вернулся на свою сцену.

Владимир КАЛУЖСКИЙ, специально для «Новой Сибири»

Фото: rewizor.ru

Ранее в «Новой Сибири»:

Опера «Иван Сусанин» НОВАТа удостоена оперной премии «Онегин»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.