Региональное управление ЗАГС опубликовало статистику смертности в Новосибирской области, из которой следует, что в июне был значительный рост, если сравнивать с аналогичным месяцем прошлого года. Так, в июне 2019 года выдано 2711 актов о смерти, а в июне 2020 года – 3606. Если сравнивать июнь 2020 года с маем 2020 года, то прирост смертей составил 414 случаев.
Многие новосибирцы в этом увидели «настоящие» показатели смертности от коронавируса, которую, мол, власти скрывают от народа. КП-Новосибирск опросила экспертов, которые дали необходимые пояснения.
Так, старший научный сотрудник московского Института демографии Екатерина Щербакова полагает, что весьма некорректно делать сравнения по месяцам, надо дождаться данных за год.
«Сейчас информация по смертности выгружается каждый месяц, при этом часть смертей происходят раньше, чем их регистрируют, постановка диагноза сейчас тоже требует дополнительного времени. Поэтому какие-то данные могут быть неточными. Кроме того, существуют рекомендации ВОЗ по определению причины смерти — коронавирус или нет. Насколько я знаю, у нас ставят в посмертный диагноз все-таки конкретную причину смерти — к примеру, инфаркт, даже если у пациента был диагностирован коронавирус. Вся ситуация с пандемией сегодня может провоцировать повышенную смертность при хронических заболеваниях», – полагает Екатерина Щербакова.
С ней согласен и. о. заведующего кафедры социологии и массовых коммуникаций НГТУ Михаил Мельников, который полагает, что коронавирус мог повлиять на статистику. Но непрямую, а вызывав осложнения хронических болезней: «Ведь уже известно, что COVID-19 в целом ослабляет организм, обостряются другие серьезные проблемы здоровья. У кого-то появляются психические расстройства. Еще один важный момент: прежде чем делать выводы, надо изучить причины смертности (убийства, виды заболеваний), заранее говорить о панике и тревоге было бы легкомысленно».
Но математики прогнозируют рост смертности от коронавируса. Об этом, в частности, говорит научный сотрудник Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН Ольга Криворотько. Она исходит из того, что распространение коронавируса в Новосибирской области началось в апреле, в мае выросла заболеваемость, а значит, в июне могла вырасти летальность.
В общем, все эксперты согласны с ростом смертности, но разошлись в оценке причин.