Панно на доме №65 по Красному проспекту в Новосибирске, известное как «Труд. Наука. Культура», хотят включить в перечень выявленных объектов культурного наследия региона. Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия подготовила соответствующий приказ, он проходит антикоррупционную экспертизу.
Раннее панно включали в перечень объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. Согласно документу, на основании заключения экспертизы по установлению историко-культурной ценности объекта, монументально-декоративное панно можно включить в перечень выявленных объектов культурного наследия. Полное название мозаики — «Труд, наука, культура, искусство».
«Утвердить особенности (предмет охраны) выявленного объекта культурного наследия, являющиеся основанием для включения его в перечень выявленных объектов культурного наследия. <…> Утвердить границы территории выявленного объекта культурного наследия. Утвердить требования к осуществлению деятельности в границах территории выявленного объекта культурного наследия», — говорится в приказе. С момента включения мозаики в список, в пределах объекта будет запрещено капитальное строительство, земляные работы, кроме тех, что предназначены для сохранения панно, как-либо портить внешний вид объекта, размещать на нем вывески и наружную рекламу.
Сотворена мозаика советским художником-монументалистом Василием Кирьяновым в 1975 году. Изображает четыре фигуры трудящихся различных профессий в сфере труда, науки и искусства. Изготовлено из смальты, керамики, закрепленной в декоративный цементный раствор.
Как сообщается на сайте новосибирского отделения КПРФ, Василий Кирьянов окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина по кафедре монументальной живописи, после чего приехал в Новосибирск для службы на вспомогательных работах в художественном фонде. Кроме панно на Красном проспекте, 65, он создал мозаики «Строители», «Наш город», «Хоккеисты» на стадионе «Спартак», «Вечная весна» во Дворце бракосочетаний, «Детские игры» в ДК оловокомбината. Некоторые его работы не сохранились до наших дней.
Ранее в «Новой Сибири»:
Церетели заступился за мозаику на бывшем новосибирском доме культуры