Новосибирский НИИ ищет технологию отбора силовиков по генам

0
1410

В новосибирском НИИ нейронаук и медицины разрабатывают новый способ отбора сотрудников силовых ведомств. Ученые исходят из того, что служить должны россияне, обладающие наследственной предрасположенностью – комбинацией шести особых генов ДНК, для обозначения которых ученые используют, в том числе, термин «ген воина».

Соответствующий патент зарегистрирован в этом году, информация о нем не является секретной. Уже прошел первый этап исследования — с участием бойцов Росгвардии. Авторы патента – директор НИИ, академик РАН, врач-психиатр Любомир Афтанас и доктор медицинских наук Елена Черепкова. Кроме них — известный спецназовец-инструктор, помощник главы Чечни по силовому блоку, первый заместитель начальника республиканского управления Росгвардии Даниил Мартынов и экс-преподаватель кафедры стрелкового спорта Российского госуниверситета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма Михаил Коликов.

Даниил Мартынов и Рамзан Кадыров. Фото РИА-Новости

Разработчики уверены, что систему профотбора в силовые ведомства надо модернизировать: психологические опросники устарели, соискатели врут и могут обманывать полиграф. Остается только наблюдать, в лучшем случае с помощью «психологических и нейрофизиологических методов», но проверить бойцовские качества можно, по сути, только в реальном бою. При этом не все определяется физической силой: например, среди преступников высокое положение могут занимать не выдающиеся в физическом плане мужчины.

Поэтому следует брать анализы ДНК в части «нейромедиаторной системы головного мозга» – это те самые миллиарды молекул нейротрансмиттеров, которые отвечают за мышление, эмоции, поведенческие реакции (в частности, скорость реакции).

В боевых условиях служащий должен подавлять волнение и быстро принимать верные решения, а особенности этой системы предопределены генетически, поясняют исследователи.

Чтобы доказать свою гипотезу о комбинации шести подвидов генов, специалисты взяли кровь на анализ ДНК у трех групп. Первая – «эталонный контингент» спецназа – «мужчины русской и чеченской национальности» с идеальным здоровьем и реноме, то есть без какого-либо преступного прошлого. Вторую группу составили мужчины-преступники (в том числе совершившие «самые тяжкие преступления»). Третью – «мужчины и подростки из общей популяции» – гражданские случайной выборки.

Выяснилось, что гены элитных солдат и преступников в целом похожи, но отличаются генотипами. Например, у 20 процентов преступников обнаружен ген, связанный с патологическим насилием. У сотрудников спецназа такой ген обнаружен только в 2 процентах случаев (так же, как и у мирных жителей). «Это хорошо согласуется с тем фактом, что среди обследованных мужчин из основной группы (и их родственников) нет склонных к патологическим формам насилия», – говорится в реферате изобретения.

Среди бойцов и преступников преобладают носители сразу нескольких генов агрессии. Специалисты в тексте патента не раз повторяют, что склонности к агрессивным реакциям и насильственному поведению «положительно сказываются на боевой эффективности». Констатируется, что такие люди меньше подвержены посттравматическому стрессу.

С оговоркой, что воспитание тоже играет определенную роль и что влияние наследственных фактов мало изучено, ученые надеются сэкономить властям время и деньги на подготовку кадров по широкому списку направлений. Предполагаемые цели ДНК-тестов: военные, силовики, снайперы, альпинисты, пловцы-водолазы, летчики, спасатели, космонавты, олимпийцы в боевых и стрелковых видах спорта.

Эксперты-генетики считают, что полиморфизмы генов действительно могут иметь поведенческое проявление, например склонность к наркозависимости. Но утверждать, что такая методика правомочна применительно к конкретной профессии, трудно и этически сомнительно, отмечает издание «Октагон».

Ранее в "Новой Сибири:

Психогенетики проводят уникальное исследование в школах Новосибирска

 

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.