Расположенный в Новосибирске Кассационный военный суд 19 мая вынес два определения по приговорам за шпионаж, вынесенным военным трибуналом в 1952 году. В обоих случаях заявителям отказано в праве на реабилитацию. Дела рассматривались в закрытом режиме, пояснили «Новой Сибири» в суде.
Согласно карточкам в базе данных суда, рассматривались дела Гайнц-Эрнст-Фридриха Ленчке, осужденного за организованную контрреволюционную деятельность (ст. 58.11 УК РСФСР) и за шпионаж (ст. 58.6 ч. 1 УК РСФСР), а также Артура Шнайдера, осужденного за шпионаж (58.6 ч. 1 УК РСФСР). В обоих случая вынесены решения по существу дела.
«В резолютивной части определения говорится: признать Шнайдера, приговоренного приговором военного трибунала в/ч 48240 от 28 августа 1952, не подлежащим реабилитации. Аналогичное определение вынесено и по Ленчке: приговор ему был вынесен трибуналом той же воинской части 11-12 марта 1952 года», — пояснили «Новой Сибири» в суде.
Согласно сведениям из открытых источников, в/ч 48240 являлась одним из подразделений Группы советских войск в Германии. Уголовный кодекс РСФСР, содержащий печально известную статью 58, действовал с 1 января 1927 года до 1 января 1961 года. Статья предусматривала наказание за такие преступления, как измена Родине, вооруженное восстание, сношение в контрреволюционных целях с иностранным государством, оказание помощи международной буржуазии, склонение иностранного государства к войне, шпионаж, вредительство, диверсии, антисоветская агитация и пропаганда, организационная контрреволюционная деятельность.
Кассационный военный суд действует на основании Федерального конституционного закона от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Он может выносить определения по вступившим в законную силу судебным актам гарнизонных и окружных военных судов и обращаться в Конституционный Суд России с запросом о конституционности законов.
Ранее в «Новой Сибири»: