Вакцина «ЭпиВакКорона» подверглась критике как со стороны профессионалов, так и ее испытателей, которые не обнаружили у себя антител, сдав стандартные анализы. Замруководителя научного центра «Вектор» кандидат биологических наук Татьяна Непомнящих объяснила, почему новосибирская вакцина работает и без антител.
Татьяна Непомнящих пояснила, что вакцина построена по принципу, незнакомому большинству обывателей. Многие полагают, что вакцина – это непременно мертвый или ослабленный вирус (или бактерия), которые вводятся в организм. Однако в центре «Вектор» создали совершенно новую конструкцию из трех пептидов ‒ искусственно синтезированных фрагментов белков коронавируса, закрепленных на белке-носителе.
Такая вакцина обеспечивает три линии защиты. На первой работают антитела, которые вырабатываются к фрагменту вирусного белка S, позволяющему вирусу проникать в наши клетки. Еще два типа антител, которые формируются ко второму и третьему пептидам «ЭпиВакКороны», мешают вирусу слить свою мембрану с мембраной клеточной, после чего генетический материал вируса может оказался внутри клетки.
Третья линия вакцинной защиты – клеточный иммунитет. Привлекаются клетки иммунной системы, чтобы уничтожить инфицированные вирусом клетки до того, как из них выйдут новые вирусные частицы.
Критики «ЭпиВакКороны» отмечали, что пептиды могут быть попросту «незаметны» для иммунной системы, которая нацелена на более крупные чужеродные агенты, такие, как вирусы. Татьяна Непомнящих пояснила, что именно для этого и используется крупный белок-носитель.
«Причем, он подобран таким образом, что сам по себе стимулирует элементы Т-клеточного иммунитета к COVID-19, еще больше укрепляя защиту от инфекции», ‒ рассказала исследовательница.
По ее словам, тест-системы, которые на сегодня есть в коммерческих клиниках, лабораториях и муниципальных поликлиниках, недостаточно чувствительны для обнаружения небольшого пула антител, образующихся после прививки вакциной «ЭпиВакКорона». Поэтому эффективность новаторской вакцины можно оценить, только используя специальную тест-систему, чувствительную к антителам именно после данной вакцины. Эти тесты доступны в Центральном НИИ эпидемиологии и в центрах гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора каждого региона России.
Татьяна Непомнящих со скепсисом относится к «гонке за высоким уровнем антител». По ее словам, это не даёт надежную защиту от ковида.
«Это не совсем верный подход. Чрезмерная стимуляция иммунной системы тоже не хорошо. Должен быть достаточный титр антител и других элементов иммунитета, чтобы они в комплексе реально обеспечивали защиту от инфекции», ‒ цитирует Татьяну Непомнящих издание «Комсомольская правда».
Именно поэтому при разработке «ЭпиВакКороны» ученые не старались достичь большого разнообразия и высокого титра антител. Вместо этого ученые «Вектора» с помощью компьютерного моделирования отобрали наиболее консервативные участки белков коронавируса (сохраняющиеся при мутациях вируса), которые обеспечивают формирование эффективной иммунной защиты.
Ранее в «Новой Сибири»:
Убедительное доказательство эффективности или неэффективности вакцины даст только сравнение доли заболевших среди привитых и не привитых. «Вектор» эти результаты не предъявляет, хотя времени с начала испытания вакцины прошло уже немало, и это беспокоит.