Число въезжающих в Россию на лечение иностранцев резко увеличилось, но проблем, связанных с медицинским обслуживанием самих россиян, пока не убавилось
Клуб медпутешественников
Придя в себя после недавнего шока и убедившись, что Кремль вовсе не намерен проводить слияние их ведомства с Минспортом и Росмолодежи, российское Федеральное агентство по туризму вернулось к работе над своим новым проектом.
Проект этот, задуманный совместно с Минздравом, МИД и Российской ассоциацией медицинского туризма, заключается в популяризации услуг российских врачей и медучреждений за границей, поскольку в последние годы наметился заметный рост числа въезжающих в Россию на лечение иностранцев. Если верить статистике, за первое полугодие 2016 года число таких пациентов (как ни странно) выросло примерно на 30 процентов. Правда, если перевести проценты в цифры, это оказывается не так уж много — 5 тысяч иностранцев (за весь 2015 год нашу страну посетили 8,5 тысячи заграничных пациентов).
Несмотря на сложную международную ситуацию, глава Ростуризма Олег Сафонов уже не первый год строит крайне оптимистические прогнозы, прямо намекая на то, что Россия намерена войти в тройку мировых лидеров по въездному туризму.
Поскольку наша страна совсем недавно (согласно некоторым рейтингам) впервые вошла в десятку самых посещаемых интуристами стран мира, Олег Сафонов так прямо и сказал, как отрезал: «Мы занимаем там девятое место. Но наши амбиции более высокие».
И одним из самых перспективных направлений министр считает развитие медицинского туризма. Что вполне оправданно в масштабах всей нашей планеты: туризм на протяжении последних пяти лет является самой быстрорастущей отраслью мировой экономики, а его «медицинская» составляющая в 2012 году завоевала 1,8 процента мирового ВВП.
Россия неожиданно оказалось популярной страной среди путешественников за здоровьем очень вовремя: совершенно волшебным образом это совпало с созданием в конце 2015 года новой некоммерческой организации — Ассоциации медицинского туризма.
И вот в следующие же полгода произошло чудо: число больных иностранцев, посетивших Россию, выросло сразу на треть.
Еще в конце прошлого года сообщение о создании в нашей стране организации, призванной защищать интересы иностранных соискателей медицинской помощи в России, у многих вызвало некоторое недоверие. Ведь мы сами привыкли предъявлять претензии к собственной службе здоровья, к постоянному сбору денег для отправки кого-то на лечение в зарубежные клиники. Может быть, в первую очередь к нам едут за здоровьем жители некоторых стран СНГ, самых отсталых в области медицины регионов?
По словам экс-замдиректора Федеральной миграционной службы Вячеслава Поставнина, мнение, что медицинский туризм в Россию — это не что иное как нашествие мигрантов, является одним из самых больших и циничных мифов. И это несмотря на то что по статистике в Российскую Федерацию больше всего приезжают лечиться и оздоравливаться граждане стран Прибалтики и СНГ.
— Этот стереотип в отношении среднеазиатов прочно закрепился. Такая поездка — это дорогостоящее и рискованное предприятие, на которое только глупец способен пойти, — считает Поставнин. — Допустим, есть некая жительница Таджикистана на 9-м месяце, которая решила родить в России бесплатно, как мы считаем. Чтобы это бесплатно сделать в России, ей надо потратить долларов 500 на билет туда-обратно, потом где-то жить, онаже не сразу в клинику пойдет, — это еще долларов 500. Потом надо что-то есть, ребенок появится, надо что-то ему купить. Плюс к этому надо решиться в таком состоянии поехать неизвестно куда. Получается, ты заплатишь 1,5 тысячи долларов за огромный риск. За эти деньги она у себя в Таджикистане родит в прекрасных условиях, в платной клинике.
По последним данным, более всего в Россию стремятся попасть пациенты, нуждающиеся в экстракорпоральном или донорском оплодотворении и в суррогатном материнстве. В пятерку лидеров в этой категории входят итальянки (в Италии до недавнего времени был запрет на ЭКО), англичанки (в Англии там огромные очереди за донорским биоматериалом), израильтянки (в Израиле жесткие возрастные ограничения), а также немки и американки, которых привлекают низкие российские цены.
Миграция пациентов по миру в поисках лучшей и сравнительно недорогой медицинской помощи растет непрерывно. По экспертным оценкам, если в середине двухтысячных число таких туристов было не более 1 миллиона, то к 2020 году оно увеличится до 17-20 миллионов.
Больше всех отличаются американцы, на которых, по данным Международной медицинской туристической ассоциации, приходится 76 процентов мирового рынка медтуризма, — за пределами США лечится полтора миллиона граждан страны.
В конце девяностых — начале двухтысячных центрами всемирного медицинского притяжения были Австрия, Германия, США, Франция, Швейцария. В последние годы география помощи здоровью сменилась — у нее теперь явно азиатский, латиноамериканский иближневосточный уклон. Высказываются предположения, что уже в 2017 году именно на эти регионы будет приходиться 50 процентов рынка медицинской помощи.
И это связано вовсе не с тем, что в тех же США или Германии снижается качество помощи. Но качество и доступность помощи — две разные вещи. В США, к примеру, количество людей, страховка которых не покрывает лечение тяжелых хронических заболеваний, приближается к 110 миллионам. Поэтому многие американцы предпочитают выезжать за рубеж, так как расценки на лечение кардиологических, ортопедических и многих других заболеваний, например, в Индии или Таиланде составляет иногда десятую часть стоимости аналогичного лечения в собственной стране. В последние годы значительную активность на рынке медицинского туризма проявляют страны Азии: клиники Южной Кореи при поддержке правительства привлекают множество пациентов на Дальнем Востоке России. Российские туристические фирмы давно уже предлагают клиентам туры в китайские медицинские центры и санатории, где цены на медицинские услуги значительно ниже, чем даже в российских медучреждениях.
Организаторы нового для России вида туризма считают, что недостаточно продвигать «медицинский туризм» в России только посредством рекламы и участия в разнообразных профильных конференциях и форумах — необходимо взаимодействовать с зарубежными клиниками. Ведь на Западе пациенты крайне внимательно прислушиваются к рекомендациям своих врачей и стараются выполнять их беспрекословно.
Конечно, российская медицина имеет массу минусов. Это недостаток среднего и младшего медицинского персонала, проблемы с выхаживанием больных в постоперационный период, реабилитация и многое другое. Но есть и очевидные плюсы.
Девальвированный рубль и разница в оценке труда медицинского персонала привела к тому, что иностранный пациент, к примеру, может сделать операцию на сердце в России в десять раз дешевле, чем в американских клиниках.
На увеличение спроса за рубежом медицинского туризма в России сыграло также и введение упрощенных процедур получения виз в нашу страну для жителей таких стран, как Индия, Китай, Южная Корея и др. Глава РАМТ полагает, что если законодательно ввести для иностранцев так называемую медицинскую визу, то их количество в России может значительно возрасти.
Для начала российским специалистам следует понять рыночную специфику данного направления в каждой отдельной стране. Поэтому для координации этой деятельности РАМТ планирует использовать офисы Visit Russia, расположенные во многих странах мира. Там и сегодня популярно объясняют для невежд, что медицина в России не так уж и плохо развита, но делают это достаточно бессистемно.
Дома и стены лечат
Что касается развития внутреннего медицинского туризма, то и здесь чиновники решили начать с популяризации услуг отечественных врачей и учреждений. С мотивацией у них, правда, не всегда и не везде гладко, поскольку практикуется, к примеру, и вот такая логика убеждения: «…И даже если учесть, что в Израиле или Швейцарии уровень квалификации медиков и оборудование намного лучше, то можно вспомнить народную мудрость о том, что дома стены помогают. Поэтому отдых в России — это приятно, полезно и интересно».
Поскольку рекомендация сделать больницу родным домом весьма сомнительна, повышение приятности и интересности теперь достигается всевозможными методами. Недавно туристический бизнес поддержал предложение Минпромторга об отмене запрета на продажу алкоголя в санаторно-курортных учреждениях.
Впрочем, можно обойтись без винотерапии: в нашей стране, как не преминул напомнить глава Ростуризма, есть «совершенно уникальный санаторно-курортный комплекс», но он, как широко известно, в значительной части базируется на том, что было создано в эпоху СССР, и в наше время совершенно уникально запущен.
Каков на самом деле размер рынка медицинского туризма в России на сегодняшний день, сказать трудно, поскольку официальной статистики не существует, а иногда в цифры включается и оздоровительный туризм.
В какие страны чаще всего выезжают россияне?
Полноценный рынок медицинского туризма существует не так долго — всего лет 10-15, и россияне активизируются там с каждым годом. В настоящее время лечиться за рубеж отправляются около 100 тысяч россиян в год, и кризис их не слишком смущает. До недавнего времени две трети этих денег получали Израиль и Германия, российские туристы обеспечивают до трети загрузки санаториев Прибалтики, но в последние годы не меньше сил к привлечению пациентов-туристов прилагают и азиатские страны.
Безусловным лидером в Азии является Корея — из России туда едут по большей части жители Дальнего Востока, но постепенно включаются и другие регионы. В Таиланд тоже едут, но гораздо меньше и в основном за специфической услугой — трансгендерными операциями. На операции наши сограждане вообще не скупятся: все больше россиянок предпочитают рожать за рубежом, в большинстве случаев — в США, хотя контракт на роды там стоит от 10 тысяч долларов, тогда как в той же Эстонии или Латвии — от 2 тысяч евро. Правда, не стоит забывать и о том, что каждый рожденный на территории США автоматически получает гражданство.До недавнего времени популярностью пользовалась и Турция, но после последних событий в Сирии там наметилась некоторая неопределенность и с обычным туризмом, не говоря уже о медицинском. Этот факт огорчает, поскольку за последние годы Турция стала третьим по популярности направлением медицинского туризма у жителей европейской части России — туда ехали и за ядерной медициной, которой у нас нет, и за более простыми медуслугами, которые в РФ не всем внушают доверие. Судя по отзывам, единственная проблема с турецкими врачами состоит в том, что при выписке нужно внимательно проверять счета — скорее всего, вам насчитают лишнее.
Еще одна проблема с Российской ассоциацией медицинского туризма состоит в том, что сейчас соотношение самостоятельных медицинских туристов и тех, кто прибегает к услугам агентств, примерно 50:50 — по крайней мере, так считают некоторые независимые эксперты в области медицинского и лечебно-оздоровительного туризма, которые называют интернет-ресурсы для частников «сайтами смертников».
Несмотря на радужные перспективы, расписанные представителями Российской ассоциации медицинского туризма, какие-либо внятные прогнозы пока строить бессмысленно. Одни независимые эксперты уверены в том, что лечение и отдых в России бурного развития иметь не будут: мол, в регионах появилось много высококвалифицированных специалистов, но столичные лечебницы крайне неохотно принимают их на работу. Кроме этого, иностранцы продолжают с опаской относиться к российской медицине.
Другие эксперты, наоборот, прогнозируют, что уже через несколько лет каждый город-миллионник в России будет иметь клиники, принимающие клиентов из-за рубежа. И именно это не может не настораживать: чем больше иностранцев станет появляться в наших больницах, тем выше вероятность, что уровень медицинского обслуживания российского среднего класса будет падать.