Четвертую новосибирскую муниципальную баню готовят к сдаче

0
1398

Часть муниципального банного хозяйства Новосибирск решил восстанавливать за свой счет, время показывает: получилось.

Обеспечить Новосибирск полноценно работающими муниципальными банями к Новому году — задача, от которой пахнет ламповым телевизором, елкой, заливной рыбой и самолетом «Москва — Ленинград». И, тем не менее, Александр Морозов, начальник департамента мэрии, отвечающий за банное хозяйство Новосибирска, формулирует ее именно так. Недавно журналисты побывали в муниципальной бане, более всех ощутившей разрушительные последствия «Великой гигиенической революции».

Это были бани № 22, спрятавшиеся в кварталах ОбьГЭСа. Построенное в 1956 году светлое и аккуратно оштукатуренное сооружение посреди жилого поселка строителей гидроэлектростанции выглядело большим и важным и реально спасало людей от смерти и эпидемий. А сегодня — еще немного и впору вписывать его в реестр культурного наследия прошлого века. Директор МБУ «Банное хозяйство «Сибирячка» Яков Дистенфельд, бодро доложив на телекамеры в интерьерах будущего мужского отделения параметры реконструкции объекта и его перспективы, пошел с наиболее дотошными журналистами обозреть здание в целом. На вопрос о прежнем состоянии бани он не хотел даже отвечать.

«Если у нее крыша насквозь бежала — как вы думаете, в каком она была состоянии? — ворчал он. — Как говорится, все убрали, кроме стен. Заменены полностью крыша, перекрытия. Потолки все новые. Да все новое. По сути дела, остались только стены».

Когда ее строили, мыться было больше негде, но уже давным-давно в баню ходят не за чистотой, а за общением. Эти цивилизационные изменения сказались на состоянии городского банного хозяйства. Однажды эту губительную тенденцию последних пары десятилетий точно описали аудиторы Контрольно-счетной палаты Новосибирска: «Снизился объем оказываемых услуг при сохранении основной части условно-постоянных затрат, что привело к росту себестоимости оказания одной услуги». И отметили «низкую проработку мероприятий по передаче банного комплекса частным инвесторам».

Это было осенью 2022-го. К тому моменту мэрия уже успела передать часть обременительных помывочных соцобъектов в концессии, а с частью не получалось — в том числе из-за пандемии коронавируса, которая катком прошлась по всей сфере массовых услуг. Но шла мобилизация, и из-за этого вернулась востребованность и основополагающих банных функций.

К осени 2023-го город решает три муниципальные бани восстанавливать за свой счет. Провели инструментальную экспертизу, начали поэтапно восстанавливать. В Ленинском, в Первомайском районе и в Пашино Калининского района люди этой муниципальной функцией уже обеспечены.

Теперь дошла очередь 22-й, для жителей ОбьГЭСа. Яков Дистенфельд строит нехитрые планы развития 431 квадратного метра, двух общих отделений по 16 мест каждое плюс двух отдельных номеров с парными.

«Будем стараться людей поить чаем, соком и прочее, по возможности — веники, — говорит он. — Вот здесь будет два диванчика, столик, самовар. Телевизор будет висеть в холле хороший. Вокруг все благоустроим. Но это уже на будущий год».

«Обьгэсовская баня — пример большого объема работ, — констатирует начальник департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Александр Морозов. — После перерыва в работе муниципальных бань в 2023—2024 году в трех общественных банях МБУ «БХ «Сибирячка» провели ремонтные и восстановительные работы. Обновили технологические помещения, общие отделения, сауны, частично отремонтировали кровлю, водоснабжение и вентиляцию. Внутренние работы в трех банях полностью завершены, внешний ремонт продолжится до конца года. Сейчас полноценно функционируют бани № 36 в Ленинском районе, бани № 26 в Калининском районе, бани № 19 «Бодрость». Капитальный ремонт здания бани № 22 на ул. Смоленской планируется завершить до конца этого года».

Александр Морозов сетует на то, что с нулевых в банное хозяйство средства не вкладывали, однако это не совсем так. Ежегодные субсидии на «Сибирячку» в те годы составляли 30-33 млн рублей, но снижение собственных доходов превращало учреждение в бездонную бочку. К 1 июня 2022 года «все шесть объектов были остановлены», «а учреждение прекратило выполнение муниципального задания», — говорилось в отчете КСП.

Но город все же решил предпринять новую попытку реновации гигиенического бизнеса. Четыре социальные бани после ремонта составят тот самый комплекс, в котором МБУ «БХ «Сибирячка» будет учиться сочетать выполнение муниципального задания с зарабатыванием денег.

Сергей ЗАХАРОВ, «Новая Сибирь»

Фото newsib.net

Ранее в «Новой Сибири»:

Сохранится ли дотация на шайки?

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.