К большому скандалу фатально ведет установка в Новосибирске памятника Николаю Чудотворцу.
У НАС на Руси попытки ставить памятники святым традиционно связаны со скандалами. В Новосибирске он уже обозначился. Причем наш новый памятник грозит стать таким же постоянным жупелом, как снег, мешающий горожанам зимой, или пыль, беспокоящая в остальное время года. Но город как агнец на жертвенный костер идет к нему, свесив голову.
История вопроса имеет мощный исторический контекст. Князь Владимир Святославич когда-то окрестил Киевскую Русь, а спустя почти тысячу лет ему, возведенному в святые, собрались поставить памятник на склонах Днепра. Но когда киевский генерал-губернатор пригласил митрополита Филарета освятить скульптуру, тот однозначно заявил: «Негоже устанавливать идола в память о том, кто сам низвергал идолы!» Так бы и не получилось увековечить крестителя Руси в бронзе, если бы не своеобразная взятка церкви — утверждение пролоббированного митрополитом проекта строительства Владимирского собора в Киеве.
Новосибирская история в чем-то похожа. Несколько лет назад местная епархия РПЦ и организация «Новосибирское землячество», зарегистрированная в Москве, предложили установить возле Никольской часовни шестиметровый памятник святому Николаю Чудотворцу. В совет землячества входили экс-сенатор от региона Виктор Косоуров и тогдашний новосибирский митрополит Тихон.
Памятник был уже изготовлен скульптором Сергеем Исаковым по инициативе местного частного мецената, вице-президента ВТБ Валерия Лукьяненко. Поначалу его планировали открыть к 125-летию Новосибирска на Красном проспекте, возле Никольской часовни, но художественный совет мэрии тогда встал на дыбы на том основании, что скульптура на постаменте не являлась столь же уникальной и высокохудожественной, как в некоторых городах России.
Затем для установки была предложена площадка между зданием цирка и Вознесенским собором, но против этой локации выступили уже горожане. В октябре прошлого года прошли общественные обсуждения проекта: в них, согласно протоколу, опубликованному на сайте мэрии, приняли участие 22 (!) жителя Новосибирска, из которых 18 выступили категорически против, аргументируя это тем, что городская среда лучше не станет, зато сократится количество парковочных мест.
И вот как раз с того момента сам предмет обсуждения был попросту подменен: в январе 2020 года мэрия Новосибирска предложила горожанам еще раз проголосовать, но на этот раз уже нельзя было решать — ставить памятник или нет, а нужно было выбрать вариант решения проблемы пустующей территории возле Нарымского сквера: должна ли там появиться автостоянка или лучше разбить сквер? Про памятник уже и не спрашивалось.
Краевед Константин Голодяев тогда очень внятно определил безвыходность ситуации: «Установка памятника — один вопрос, благоустройство площади — второй. Проголосовав за любой проект (хоть парковка, хоть сквер), мы автоматически выбираем статую сомнительного качества».
Действительно, скульптура, которую подарили городу, уже широко растиражирована по всей стране и похожая есть даже в Новосибирской области. Смущало и «клоунадное» соседство: цирк, кафе «Скоморохи» и Чудотворец как-то не очень сочетаются между собой.
И вот теперь мэрия обнародовала визуальный дизайн-проект площади перед цирком и Нарымским сквером — горожан вновь приглашают высказывать свое мнение на интернет-ресурсе муниципалитета.
Проект, разработанный архитектором Алексеем Карнауховым, предполагает «визуальное и пространственное разделение зданий цирка и собора с сохранением важных перспектив и «открыточных» видов», мощение территории и создание декоративного озеленения». Ну а памятник Николаю Чудотворцу на предлагаемых картинках уже стоит, как будто это его законное место.
Не будем занимать позицию антиклерикальных шутников, называющих пресловутую площадку между цирком и церковью местом, где собрались фокусники. И все же — происходящее действительно начало напоминать фокус: только, в отличие от ситуации с памятником в Киеве, компромисс навязывается не церкви, а жителям города — в виде расширения и благоустройства территории Нарымского сквера.
Но на этот раз снова поднялась волна возмущения — в сети вспомнили о механизме предыдущего опроса, о котором просто не знало большинство горожан, да и чтобы сейчас проголосовать на сайте мэрии, нужно было долго искать правильную вкладку. Практику подобных голосований и обсуждений некоторые политтехнологи уже назвали одним из способов манипулирования общественным мнением.
Святитель Николай, Николай Угодник, Николай Чудотворец — это действительно самый почитаемый на Руси святой. Еще сто лет назад в народе бытовало мнение, что Святая Троица состоит из Спасителя, Богоматери и Николы, так что даже буддисты Калмыкии и Бурятии его всегда очень уважали.
И все же так и остается нерешенным вопрос: как относиться к скульптурному изображению православного святого? Конечно, апостол Павел сказал: «Где дух Господень, там свобода», — но церковь, тем не менее, решает за верующих, какие у них должны быть символы и памятники. Два постановления Святейшего синода совершенно однозначно запрещали скульптурные изображения религиозного характера: «В Россию сей обычай от иноверных, а наипаче от римлян и им последующих, порубежных нам поляков вкрался». Но современная клерикальная бюрократия стала менее ортодоксальной, так что, похоже, вслед за почти сорока российскими городами мы все же установим памятник Святителю Николаю — пусть даже кого-то и не устраивают его художественные достоинства.
Петр ГАРМОНЕИСТОВ, «Новая Сибирь»