Новое постановление в Новосибирской области. Теперь мигрантам запрещено занимать определенные должности в регионе
ГУБЕРНАТОР Новосибирской области Владимир Городецкий подписал постановление, запрещающее мигрантам занимать определенные должности в регионе. Теперь для иностранных граждан закрыта дорога к 16 специальностям, включая работу на предприятиях общественного транспорта и работу с детьми, причем не только в школах и детских садах, но и в детских лагерях на время каникул, а также на производстве детского и диетического питания.
Как стало известно, такое решение принято в соответствии с федеральным постановлением от 2015 года. Правительство РФ предоставило регионам возможность самостоятельно регулировать численность трудовых мигрантов и сферы, в которых они заняты. К примеру, в Сахалине и Омской области иностранцам запрещено торговать продуктами. В Новосибирске торговля, общепит и строительная отрасль в реестр ограничений не попали.
По данным регионального Минтруда, Новосибирску выделялась самая большая квота на получение разрешения на временное проживание иностранных граждан в Сибири. Она составляла 4000 человек. Для сравнения: в соседней Томской области можно использовать рабочие силы только 1500 человек из-за рубежа, а в Республике Алтай — всего 150 человек.
В результате в Новосибирске доля приезжих из иностранных государств была выше, чем доля приезжих из других российских регионов. Чаще всего на заработки в Сибирь ехали выходцы из Казахстана, Украины и Таджикистана.
Предположительно, запрет на отдельные виды деятельности должен улучшить криминогенную обстановку в регионе и повысить на рынке труда спрос на местных специалистов.
Напомним, полгода назад на эту тему высказывались общественники. В частности, общественник Евгений Митрофанов опубликовал на сайте http://sibpublicfaces.org материал «Кто получает квоты в Новосибирске на привлечение иностранных работников?» Посыл текста был прост: в начале года одна московская няня обезглавила своего воспитанника. И это должно заставить нас всех задуматься о том, что за компании получают квоты на трудоустройство иностранных работников. А то мало ли какие монстры могут к нам приехать, и как нам себя обезопасить. Результатом этих изысканий стала работа межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Новосибирской области (председатель — Игорь Шмидт), которая как раз эти самые квоты выдает, а значит, по мнению авторов публикации, и несет всю ответственность за деятельность мигрантов в нашем регионе. (Подробнее читай в «НС» № 12 от 18 марта 2016 года).
Может быть, эти слова все-таки попали кому надо в уши, и в ответ мы получили подобный закон.
Теоретически смысл в этом всем, конечно, есть. Не так давно Новосибирск входил в двадцатку самых криминальных городов России. В частности, тогда столица Сибири вошла только в один рейтинг по отдельным видам преступлений (убийства, разбои, грабежи и т. д.), заняв восьмое место в списке городов с наибольшим количеством экономических правонарушений. Чиновники убеждены, что сейчас нововведения не повлияют на экономическую ситуацию в регионе. Наоборот, могут образоваться вакантные места для своих работоспособных представителей этих освободившихся ниш.
Определенно, криминальное прошлое области нужно отдалять, и особенно от детей. Но это касается не только мигрантов, но и полноценных граждан России, у тех и других встречаются как добросовестные лица, так и не очень. И если применять какие-то меры, то и к тем, и к другим. В Новосибирской области много мигрантов — есть те, которые проживают на пособие, и им этого хватает, но есть и те, кто усердно трудится, в том числе и педагоги. Та же история и с российскими гражданами. Но именно мигранты сейчас по новому постановлению в течение трех месяцев лишатся работы, включая тех, кем довольны работодатели, только потому, что у них нет гражданства.
«Есть люди, которые работают в течение нескольких лет таксистами, маршруточниками, сторожами и учителями в том числе. Если человек работал, хорошо себя зарекомендовал, если руководитель видит, что это грамотный учитель, и ничего не противоречит действующему федеральному законодательству, то возникает проблема. С точки зрения практической реализации здесь надо смотреть, чтобы вместе с водой больше ничего не утекло. Ведь мигранты выполняют существенную роль. Каждый человек требует индивидуального подхода, особенно если он уже принят на работу», — прокомментировал Олег Николаевич Щербаненко, директор Городского центра развития образования.
Представьте, если человек, пусть и имеющий гражданство в другой стране, уже на протяжении многих лет честно трудится в той или иной сфере, и тут его ни за что ни про что сокращают. Россию и так последнее время другие государства недолюбливают, как они отреагируют на подобные притеснения своих соотечественников? Ведь мигранты — это далеко не только те малопривлекательные люди со строек, но и, скажем, носители языка, которые преподают во многих иностранных школах нашего региона и ничего плохого, кроме своей культуры, никому ничего не несут.
Впрочем, опыт Новосибирской области уже приглянулся и депутатам Государственной Думы. Так, либерал-демократ Игорь Лебедев уже вовсю предлагает на всю страну решение губернатора Новосибирской области Владимира Городецкого. «Я считаю, что это абсолютно правильный шаг, и надо эту программу расширить на всю страну. Нужны мигранты, пожалуйста: дворники, уборщики, потому что их деятельность в других сферах может угрожать жизни и безопасности наших граждан», — заявил Лебедев.
Депутат подчеркнул, что не видит в этом вопросе национализма и расизма, объясняя это тем, что «нельзя подвести под расизм или под национализм защиту интересов граждан своей страны». «Он же не говорит, что по национальному признаку нельзя работать. Если трудовой мигрант высококвалифицированный, с дипломом высшего образования, спокойно разговаривающий по-русски, то у него не будет проблем с трудоустройством. Если же это трудовые мигранты, которые по-русски через слово говорят и ничего не умеют, то запрет — абсолютно правильное решение», — пояснил Лебедев.
Правда, есть и те, кто, как и мы, от данного постановления не в восторге. Так, на сайте http://migrant.ferghana.ru был опубликован комментарий секретаря Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Александра Шершукова. Он заявил, что запрет на ряд специальностей для трудовых мигрантов в Новосибирской области поможет легче находить работу россиянам, но может также обострить проблему отсутствия квалифицированных рабочих, и попросил обратить внимание на тех специалистов, которые получили патенты до вступления в силу новых правил:
«У нас в стране имеет место безработица, по разным оценкам, в районе 5 процентов от числа трудоспособного населения. В принципе, с этой точки зрения постановление освобождает большие сферы рабочих мест для работников-россиян», — заявил Шершуков.
Однако постановление появилось в условиях нестабильной ситуации на рынке труда, когда «в краткосрочной-среднесрочной перспективе не до конца ясно, в каком объеме будут необходимы трудовые ресурсы и в какой области». «То есть привлечение труда мигрантов бизнесом связано не только с тем, что мигранту, предположим, можно платить меньше, но и с тем, что в настоящий момент в России могут отсутствовать специалисты по определенным секторам экономики, потому что есть большие проблемы в сфере среднего специального образования, так называемых колледжей, пресловутых рабочих специальностей, туда молодые люди идут не очень активно», — сказал Шершуков.
В общем, так и не ясно — хорошо то, что мы ввели, или не очень, нужно ждать прецедента, который все расставит по своим местам, и не равнять всех под одну гребенку. Не только человек человеку рознь, но и мигранты бывают совершенно разными.
Марина ЧЕБЫКИНА, специально для «Новой Сибири»