Фантомные боли ушедшей войны

0
2510

В Новосибирске открылась фотовыставка, приуроченная
к 30-летию окончания боевых действий советских войск в Афганистане.

Экспозиция, которая представлена в холле Новосибирской областной научной библиотеки, называется «Афган: фантомные боли», и описывать ее словами бессмысленно. Автор фотопроекта Евгений Иванов — может описать собственные работы:

— Я считаю принципиально важной фотографию, на которой изображены три поколения: у дедушки на плече татуировка времен службы в ГДР, у сына — афганская, а у малолетнего внука там пока еще чистое место. Или еще одна: афганский ветеран держит в руках фотографию, на которой он стреляет из фаустпатрона, а чуть позади сидит его сын-подросток и играется с телефоном: вроде как наступило время других гаджетов…

«Фантомная боль» — медицинский термин, обозначающий иллюзию боли, возникающую в отсутствующей конечности после ее ампутации. Как поясняет куратор выставки Анна Галеева, в данном случае фантомность читается именно в восприятии территории, на которой происходили военные действия, — это Афганистан, ключевой регион в обеспечении стабильности военно-политической обстановки во всей Центральной Азии, где на протяжении столетий пересекаются национальные интересы всех ведущих держав мира.

Проект — логичное продолжение проекта «Память», посвященного ветеранам Великой Отечественной, которым уже много лет занимаются фотохудожники Андрей Лашков и Евгений Иванов.

— Ветераны уходят от нас, а проблема-то остается, — деликатно поясняет Иванов, — Афганистан, Чечня, Сирия… и, не дай Бог, еще будут какие-то конфликты. Я говорю не только о проблеме ужасов войны, но и о том, готовы ли мы, наконец, понять, что со всем этим делать. Даже с самой памятью о войне. Эту выставку, я считаю, стоило бы назвать даже не «Убить, чтобы жить», а поставить перед «чтобы жить» многоточие, чтобы люди сами догадывались, что же такое иногда нужно делать во имя жизни.

Как считает Евгений, очень важный художественный и социальный аспект этого проекта — как бы простое бытоописание: просто необходимо показать, как выглядят теперь люди, выжившие на войне.

Это не чтение морали, никто никого не учит тому, как правильно жить и тому, правильно или неправильно убивать. В данном случае важно совсем не это. Ведь задача искусства — не воспитывать, а включать в человеке некие механизмы восприятия, а дальше пусть он сам разбирается. Говорят ведь, что реальность от искусства отличается, как вино от винограда: вроде как составляющие одни и те же, но эффект после переработки совершенно другой.

15 ветеранов дали свое согласие на фотосъемки. И за это им очень признателен сам фотограф:

— Хочу поблагодарить тех людей, кто впустил меня к себе в дом. Главное, что практически никто никаких оговорок даже не делал — хоть это был председатель Мочищенского сельсовета, хоть рядовой, так сказать, труженик. Все они живут своей непростой жизнью, не комментируя реальность и не цензурируя ее. А жизнь со своей стороны создает их судьбы.

Под каждой фотографией ветерана прикреплена табличка с данными: фамилией, именем и отчеством, годами службы в Афганистане и имеющимися боевыми наградами. Все по-настоящему. Это все было на самом деле.

Петр ГАРМОНЕИСТОВ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.