«Где должна расти культура — будет выжженное поле»

0
10100

В Новосибирске художники и власть вступили в очередной раунд переговоров — на этот раз по вопросу сугубо меркантильному. 

В ОТНОШЕНИЯХ новосибирских художников с властью очередной кризис. Несмотря на то что поводов для него в наши времена более чем достаточно, носит он, скорее, не экзистенциальный, а меркантильный характер: художников, которые и на льготных-то условиях не всегда оказываются в состоянии платить за аренду муниципальных помещений, поставили перед необходимостью привыкать к полной коммерческой ставке.

Сегодня основная часть мастерских предоставлена Новосибирскому региональному отделению Союза художников России центром культуры «ЦК19». Всего 23 договора льготной аренды для организации индивидуальных творческих студий 65 новосибирских художников было подписано между этими организациями — общественной и муниципальной — весной 2018 года. 2 марта художники получили от муниципального партнера письмо с предложением заключить новые договоры аренды — теперь уже с расчетом стоимости арендной платы по рыночной оценке. Это подразумевает увеличение расходов на мастерские минимум вдвое. По мнению художников, такие условия станут «последним гвоздем в крышку творческо-производственной базы новосибирского изобразительного искусства».

Тарифы за аренду мастерских всегда были льготные — всю свою многолетнюю историю художники платили за мастерские немного. Но, утверждают они, постепенно эта льгота уменьшалась и обесценивалась. Живописцы уже несколько лет системно не справляются и с льготными платежами, и это очевидно, с учетом того, что более половины членов Союза  художников — пенсионеры и инвалиды. Есть люди, у которых долги вообще отсутствуют, а есть группа художников, у которых совокупный долг больше миллиона.

Председатель регионального отделения союза  Вадим Иванкин не считает возможным внедрение рыночных рычагов в отношения художников и власти хотя бы потому, что рынок в области изобразительного искусства в регионе считает практически полностью отсутствующим.

«Вообще-то, искусство — это такой безумно тонкий барьер, который помогает человеку сдерживать тупые животные инстинкты, — говорит он. — Нужная опция? Да, если мыслить государственными категориями, а не стремлением к сиюминутной наживе».

Мастерская Валерия Нестерова. Фото Александра ГРИБАКИНА
Мастерская Валерия Нестерова. Фото Александра ГРИБАКИНА

Недавно региональный Минкульт решил помочь Союзу художников закрыть долги по мастерским: для этого надо было работать в проектах «Культпросвет» и «Художник — народу!» На нескольких десятках площадок в Новосибирске и области состоялось около двухсот мероприятий, связанных с популяризацией творческой деятельности местных авторов и приобщением жителей региона к лучшим образцам современного профессионального изобразительного искусства. За работу платили «трудоднями», которыми можно было гасить долги. Идея популяризировать искусство и одновременно помогать художникам не слишком помогла: «трудодней» на все долги не хватило.

В последнее время всех творческих людей раздражает извечная формула «художник должен быть голодным». И у некоторых получается сводить концы с концами. Но и у таких с муниципальным имуществом есть проблемы. Длительные судебные разбирательства так и не помогли, например, урегулировать проблему с помещением мастерской, которую занимает скульптор Елена Григорян. Там вопрос даже не в деньгах (ну то есть, конечно, и в них, но не только).

ЭТО помещение площадью 85 кв. м в доме на углу улиц Советской и Железнодорожной решением горисполкома было выделено Союзу художников еще в 1986 году для скульптора Арама Григоряна. В 2000 году документы переоформили, передав мастерскую в безвозмездное временное пользование «для размещения творческой мастерской Григоряна А. В. и Григорян Е. В.». Но в 2019 году мэрия начала судебный процесс по освобождению помещения. Суд направил скульптору несколько повесток, он не откликался, и судья решил возложить на Арама Григоряна обязанность освободить мастерскую. Увы, скульптор к тому моменту был уже мертв. Он скончался в США, где проходил лечение, на 63-м году жизни.

Вдова Арама Григоряна Елена тот факт, что ее покойному мужу направляли судебные повестки, восприняла тогда как плевок в душу человеку, который много сделал для города. А помещение она физически освободить не может: там много работ.

«Я хочу продолжать работать в мастерской, мы с мужем там более 30 лет отработали. Я нормальный человек, я понимаю, что помещение принадлежит мэрии, готова взаимодействовать, но сегодня такое имущество может распределяться только через торги, при этом художник лично участвовать в них не может, только через творческий союз. Но и так не получается: у организации постоянно есть задолженность перед бюджетом, а таких к торгам не допускают», — рассказала Елена Григорян «Новой Сибири» летом прошлого года.

Торговля за условия договоров между творческим союзом и муниципалитетом — это такой необходимый ритуал. Еще во время предыдущего, который состоялся пять лет назад, художники предупреждали: «В настоящее время карман художника скорее пуст, чем полон. И дополнительное финансовое обременение не принесет ничего, кроме роста социальной напряженности и объективного роста неплатежей в связи с отсутствием реальной возможности их погашения».

Собственно, так и получилось. Если в 2018 году совокупный долг пользователей творческих студий отделения составлял порядка 600 000 рублей с тенденцией к медленному росту, то сейчас он зафиксировался на уровне двух миллионов. И по наблюдаемой статистике платежей имеет тенденцию к увеличению.

Новосибирское отделение Союза художников уже неоднократно получало от собственника помещений претензии с требованием немедленного погашения задолженности и угрозой судебного расторжения договорных отношений по конкретным объектам, что повлечет за собой блокировку расчетного счета НРО «СХР» с последующим безакцептным списанием задолженности, банкротством организации и прекращением деятельности отделения в Новосибирской области.

В начале марта правление Союза художников отправило письма в комиссию по культуре, спорту, молодежной политике, международному и межмуниципальному сотрудничеству в Совете депутатов города Новосибирска, в мэрию Новосибирска и в другие организации с просьбой инициировать разработку концепции поддержки и развития профессионального изобразительного искусства в Новосибирске и области на длительный период с возможностью бюджетного финансирования. Новосибирскому городскому Совету депутатов предложили рассмотреть возможность законодательного закрепления статуса индивидуальной творческой студии как объекта культуры с безвозмездным пользованием либо организовать субсидирование на величину затрат по содержанию объектов недвижимости.

Заканчиваются все эти письма примерно одинаково: «Перевод социально ориентированной некоммерческой организации …на коммерческую «рыночную» основу окончательно похоронит профессиональное изобразительное искусство в регионе, превратив Новосибирск в этой сфере культуры в глухую провинциальную деревню».

Просветительско-идеологический рычаг воздействия на сознание широких масс по вполне объяснимой «материальной» причине решил надавить на тех, кто, собственно, и занимается этой просветительско-идеологической деятельностью. Творческие деятели все еще надеются найти выход из создавшейся тупиковой ситуации, но уже без особой надежды на рациональное взаимодействие с властью. Как констатирует Вадим Иванкин, «сложившаяся ситуация может привести к выжженному полю на том месте, где должна расти культура, да и вообще городская жизнь».

Петр ГАРМОНЕИСТОВ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.