237 общественных пространств получили паспорта благоустройства, которые как минимум защитят эти территории от застройки.
ТОТ ФАКТ, что в последние годы резко возрос интерес людей к благоустройству общественных пространств, говорит о том, что мы реально стали жить «лучше и веселее». В конце концов, благоустройство — это ведь не хлеб и кров, без которых не обойтись, а что-то просто для красоты и удобства.
В прошлом году был утвержден федеральный приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» на 2018—2022 годы. А за год до этого в Новосибирске появилась своя программа, которая отличалась от федерального проекта только одним словом в названии — «Формирование современной городской среды». То есть здесь Новосибирск предвосхитил решение федеральных властей.
В прошлом году по федеральному проекту в Новосибирске благоустроено 126 дворовых территорий и завершен первый этап реконструкции Михайловской набережной. В этом году ближайшее событие, связанное с благоустройством, — голосование по выбору общественного пространства, которое будет приведено в порядок и облагорожено в 2019 году. Списки для голосования определялись методом опроса. Но всей этой цепочке волеизъявлений предшествовала другая масштабная работа, которую проводили специалисты, — инвентаризация и паспортизация 8700 придомовых территорий и 237 общественных пространств.
Работа проводилась на базе Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств (НГУАДИ). Главный ее итог в том, что теперь эти пространства стали объектами, получили паспорт, и их нельзя будет использовать по какому-то иному назначению.
В паспортизации принимали участие студенты НГУАДИ под руководством своих профессоров. Причем ректор НГУАДИ Наталья Багрова (на фото) утверждает, что участвовали только лучшие студенты — их отбирали по конкурсу.
«Были проведены натурные наблюдения и полевые исследования: преподаватели со студентами сначала пересчитали каждую трещину в асфальте, — рассказывает ректор НГУАДИ Наталья Багрова. — Потом прошла камеральная обработка: описали состояние благоустроенности, встретились неоднократно с жителями и посетителями территорий, зафиксировали их просьбы, проанализировали социальные сети: упоминания, точки сьемки и ракурсы фотографий территорий, размещенных в интернете».
Кстати, проектирование с привлечением жителей для выявления истинных проблем и потребностей людей сейчас обозначается запоминающимся термином — «архитектура соучастия». По словам Натальи Багровой, метод соучастия предполагает вовлечение в проектирование всех заинтересованных сторон: «Приоритетный проект должен вовлечь население в решение проблем благоустройства и объединить общество: в реализации проекта участвуют, взаимодействуя, все уровни власти (федеральный, региональный и муниципальный), участвуют общественные объединения, бизнес-структуры и каждый вольный или невольный потребитель качества городской среды».
Наталья Багрова отмечает, что метод соучаствующего проектирования чрезвычайно сложен. Даже в странах европейской демократии этот метод не в полной мере реализуется: «Это — вызов, тест обществу на способность договариваться и объединяться в позитивном продвижении, в созидании, испытании уровня культуры. В России это первый масштабный опыт. И, к своей чести, муниципальная власть реагирует адекватно и оперативно на сбои, неизбежные на старте любого дела».
Алексей МАКСИМОВ, «Новая Сибирь»