Очередной объект массового посещения людей будет устранять претензии пожарных не единожды проторенной дорожкой.
ВОТ уже 13 лет радует новосибирцев и создает неплохой фон для морально подустаревшего здания Дворца культуры железнодорожников «Гринвич». 18-этажный бизнес-центр класса «А» носит гордое имя предместья Лондона, увековеченного в названии нулевого меридиана и обсерватории. Именно возраст сооружения сыграл с ним злую шутку: с тех пор, как оно было введено в эксплуатацию, многое изменилось в правилах пожарной безопасности. И — случилась трагедия в кемеровском ТРК «Зимняя вишня». И теперь здание может не устоять в списке тех, которые считаются вполне безопасными.
По итогам прошлогодних проверок Госпожнадзора в России было выявлено более шестисот объектов, привести которые к современным требованиям по безопасности возможно лишь после капитальной реконструкции. В феврале 2020 года прокуратура совместно с МЧС провела проверку и в «Гринвиче». В результате было выявлено 70 нарушений. 5 июня Железнодорожный суд Новосибирска вынес решение: запретить ЗАО «Бизнес-Центр «Гринвич» эксплуатацию помещений до устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
Решение не вступило в законную силу и может быть обжаловано в течение месяца. Так что даже человек, совершенно незнакомый с практикой выживания объектов для массового посещения после «Зимней вишни», понимает: четыре недели после этого организации, арендующие здесь офисы, могут спокойно работать. (Их, кстати, 50 — в том числе такие уважаемые, как генеральное консульство Германии в Новосибирске и компания «Яндекс».)
Но месяц — это только в том случае, если решение не будет обжаловано. В противном случае решение вопроса растянется на рассмотрение дела во второй инстанции. И это, несомненно, случится. Владелец здания, известный новосибирский девелопер Александр Бойко, уже заявил, что с решением суда не согласен и собирается его опротестовывать. В интервью РБК он рассказал, что даже к нынешнему процессу предполагалось все устранить, но заседание суда, изначально запланированное на 7 июля, внезапно было перенесено на 5-е. «Из этих 70 пунктов около 30 совсем незначительные, которые были сразу же устранены. Например, в помещении разбит плафон, или арендатор выезжал и оставил в коридоре мусор, или насос покрашен не в красный цвет, а в желтый. Ну, совершенно же очевидно, что цвет не влияет на работу насоса», — сказал он РБК.
ТАК-ТО оно так, но есть среди претензий пожарнадзора вопросы и посерьезнее. В решении суда идет речь о том, что к настоящему моменту устранено уже 40 нарушений из 70, и те самые плафоны и насосы среди сделанного отмечены. 23 нарушения, по утверждению представителя ответчика, находятся в стадии устранения. Еще до семи прокуратура и МЧС не смогли добраться в ходе контрольной проверки.
Среди тех, которые «в стадии устранения», — нерассредоточенность эвакуационных выходов из столовой на третьем этаже и из актового зала на втором этаже. Еще интереснее с актовым залом на 18 этаже, куда прокуроры и спасатели не попали. Здесь один эвакуационный выход уже, чем положено, второй — вообще отсутствует. Совсем зловеще выглядит пункт 14: «на противопожарную защиту БЦ «Гринвич» предел огнестойкости несущих металлоконструкций здания БЦ «Гринвич» менее R 150 (фактически R 120)». 120 и 150 — это количество минут, в течение которых металлоконструкции должны сопротивляться огню.
Александр Бойко апеллирует к тому, что здание строилось 13 лет назад, и правила тогда были другие. Аналогичные возражения высказывают и владельцы других объектов — все же до «Зимней вишни» в Новосибирске много чего такого было построено. Например, когда весной 2019 года по проверке пожарнадзора прокуратура судилась с ТРЦ «Юпитер», к основному судебному заседанию там исправили почти все, а вот детский развлекательный центр «Лукоморье» спасти было невозможно: согласно нынешнему техрегламенту о безопасности зданий, такие учреждения можно размещать не выше второго этажа и не далее 20 метров от эвакуационного выхода.
«Лукоморья» в итоге, как пелось в песне, «больше нет», хотя при проектировании здания все тогдашние требования к размещению игрового центра были учтены. «Камнем преткновения в суде стал как раз вопрос: применяются ли текущие нормы безопасности к объектам, уже прошедшим экспертизу? По закону новые своды правил не применяются к ранее введенным объектам. Суд по пока непонятным для нас причинам посчитал, что это можно делать», — комментировал тогда представитель собственников «Юпитера».
Сегодня суд такие аргументы тоже не воспринимает, а кроме этого резюмирует: «Устранимость характера нарушений требований пожарной безопасности (на которую ссылается в возражениях ответчик) не может являться основанием для отказа в иске».
Другой резонансный случай, когда после решения суда объект продолжал работать, в Новосибирске имел место тоже в 2019-м — с ТРЦ «Эдем» в Академгородке. В апреле Советский райсуд вынес решение о приостановке его деятельности, 16 июля апелляционная инстанция Новосибирского областного суда подтвердила предыдущее судебное решение, а к августу оттуда выселили детский досуговый центр «Эдемвиль», расположенный на третьем этаже, и отдел надзорной деятельности и профилактической работы регионального управления МЧС отстал. Правда, по ходу судебных разбирательств «Эдем» не закрывался. Не стал он увеличивать количество выходов на кровлю (фактически их три, а проектом предусмотрено 9), не поставил пожарные оповещатели на лестничных площадках. Зато раздобыл новое экспертное заключение, в котором установлено, что комплекс соблюдает все правила безопасности, а по трем обстоятельствам не соблюдает, но они не являются нарушениями.
Понятно, что и «Гринвич», в конечном счете, не закроют. Интересно только, как это будет обосновано.
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»