Грива ветра, грива дыма, грива бури и огня

0
1880

В мирном новосибирском микрорайоне между бизнесменами разворачиваются едва ли не боевые действия с участием населения. 

ГЕРОЙ СССР Виктор Ус был военным моряком и прошел Великую Отечественную, а на улице его имени в Новосибирске сегодня впору петь песню про тачанку-ростовчанку, слова из которой вынесены в заголовок этого материала.

«Нам не нужна тут война, — говорит местный житель Людмила Бурова. — У нас тихо, спокойно, у нас очень хороший район. Мы долго всего этого добивались». Ее буквально перебивает председатель ТОС «Акатуйский» Лариса Ярошенко: «Мы за то, чтобы нас возили вовремя, комфортно, чтобы не было травмоопасно, а вот этой борьбы не надо».

Людей напрягают события недели. 13 мая тут забастовали маршрутки: выстроились на конечной остановке «Акатуйский жилмассив» у обочины и демонстративно стояли. Если кто из жителей спешил, шли пешком: другого транспорта здесь нет, а до улицы Петухова тут метров пятьсот.

За день город узнал, что забастовщики работают на ООО «ПАТП 1118» и выражают протест против действий «нелегальных перевозчиков»: четыре машины ООО «Кремль», не имеющие договора на маршрут, увозят их пассажиров вместе с деньгами.

А к утру следующего дня — другая новость: два из четырех «кремлевских» автомобиля сгорели. По предварительным данным пожарных, ночью от короткого замыкания загорелся Peugeot, от него полыхнула «Газель Next». Слегка осталось еще и грузовику MAN, который просто стоял рядом.

«Даже представить не могу, что в моем «Пежо» могло что-то замкнуть, — уныло не согласен Альберт, у которого из транспорта остался древний грязно-желтый «жигуль». Свой микроавтобус мужчина сдавал «Кремлю» по договору фрахта, сам был трудоустроен там водителем. — Мы законно работали. А конкуренты кричат, что мы нелегалы».

Свое право на маршрут кремлевские водители обосновывают тем, что начали его «прикатывать» еще в 2016-м. Тогда вместо улицы Виктора Уса здесь был строительный проезд, а закон, обязывающий выдавать маршруты через конкурс, еще не действовал. По просьбе мэрии перевозчик вложился в освещение, строительство разворотной площадки, остановочные козырьки. И собрался было на конкурс, но его не допустили.

«Кремль» сдавал документы в составе простого товарищества, комиссия выявила у партнера задолженность по налогам, это стало основанием для снятия заявки. «Кремль» потом даже подавал на партнера в суд (требовал 2 млн рублей убытков за ненадлежащее исполнение обязанностей по договору простого товарищества). Арбитраж в иске отказал, сочтя налоговую задолженность чисто технической. Но то, что для суда показалось ерундой, для конкурсной комиссии стало камнем преткновения.

Директор и совладелец «Кремля» Вадим признает: «С тех пор не оставляла мысль, что это моральное право, что такая работа была проделана, а кто-то раз — пришел…» С февраля 2019, отладив схему заказной перевозки, начали работать по короткому маршруту от «Акатуйского» до площади Маркса. Деньги с пассажиров берет как бы отдельная от «Кремля» фирма, получается что-то типа такси (никто же не запретит таксисту собирать в машину людей и делить на всех стоимость проезда).

В итоге с февраля — постоянные конфликты с конкурентами, несколько раз били стекла: и у этих, и у тех. Кто бил — конечно, неизвестно. Апогей — забастовка и пожар. Зато после сразу стало тихо и мирно: прокуратура проводит проверки, «ПАТП-1118» возит как шелковый, а «Кремль» вообще не работает. Да и на чем ему теперь: парк неожиданно сократился вдвое.

Такие войны, как за «Акатуйский», в Новосибирске случаются. «Новая Сибирь» рассказывала, как весной устраивали друг другу веселую жизнь перевозчики Советского района: водители структур Эдуарда Остапенко и Михаила Большова доконкурировались до рукоприкладства и расклейки листовок с обидными словами.

Светлой перспективой сфера городского общественного транспорта считает время, когда закон обяжет перейти на систему муниципального заказа: выгодных и невыгодных маршрутов не останется, город будет платить перевозчику за то, что он выполняет график своего маршрута. По графику это будущее должно наступить уже в 2020 году. Но в это не совсем верится. Особенно после таких вот историй.

Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.