Депутаты заксобрания намерены искать законные механизмы борьбы с недобросовестными подрядчиками на социальных объектах.
НА ЗАСЕДАНИИ комитета по строительству, прошедшем 11 марта, депутаты отбивали от оптимизации объекты здравоохранения, искали форму борьбы с недобросовестными победителями конкурсов на возведение социальных объектов и пытались подступиться к поиску решения вопроса о хроническом недофинансировании ремонта теплосетевого энергетического хозяйства. Но обо всем по порядку.
Изменения в бюджет обрастают поправками
К заседанию комитета подоспели первые в этом году корректировки регионального бюджета. Замминистра финансов Светлана Шарпф представила депутатам проект изменений: правительство предлагает увеличить его на 8,4 млрд, все — в основном за счет федеральных средств. Финансист убедительно рассказывала, на что будут направлены эти средства, но депутаты неожиданно заметили кое-что.
«Читаю одно из уменьшений бюджета: это ассигнование на 2021 год по строительству реанимационно-операционного блока Сузунской ЦРБ, — выступил зампредседателя комитета Евгений Покровский. — Это сдаточный объект — думаю, к середине года мы его сдадим. Там уже вложено федеральных денег порядка 500- 600 млн. Снимать с него деньги? Я категорически против. Считаю, что это недопустимо».
Уже чуть более мягким голосом депутат добавил, что это одна из самых неблагополучных больниц в регионе: там просто нет операционного отделения.
«Я поддерживаю и сам обращусь с просьбой по каргатской больнице. Это тоже одно из самых нуждающихся мест», — подключился председатель комитета Александр Морозов. «И про Венгеровскую больницу не забудьте, Александр Владимирович», — вставил вице-спикер Андрей Панферов.
Так что, похоже, с поправками в законопроект депутаты тянуть не будут.
«Тянем за уши из последних сил»
Заглянули депутаты и между строк отчета министра строительства Новосибирской области Ивана Шмидта. В его выступлении о рекордных объемах ввода социальных объектов и рекордных же объемах привлечения в регион федеральных средств Вячеслав Илюхин обратил внимание не на то, что сдано, а на то, что не сдано. А это пять из 21 объекта образования, в том числе четыре детских сада. По словам министра, по одной из ситуаций возбуждено уголовное дело, в другой речь идет о банкротстве подрядчика. Итогом небольшой дискуссии стало решение вызвать с отчетом региональное Управление капитального строительства.
В профильном комитете строителей много. Все понимают, что проблемы с подрядчиками возникают тогда, когда они определяются по итогам торгов, по правилам федерального закона № 44. Он ограничивает критерии отбора победителей ценой.
«44-й закон прост: кто дешевле — тот и победил, — констатирует депутат Илья Поляков. — Но дешевое хорошим никогда не бывает. И все равно надо в полной мере использовать механизмы работы в этих рамках: наказывать недобросовестных внесением в реестр недобросовестных подрядчиков, снимать его на раннем этапе контракта, не допуская срыва сроков».
Министр считает, что не все так просто: «С точки зрения УФАС, наши усилия в этом направлении значат, что мы просто душим малое предпринимательство. Но объект обычно имеет конечный срок, переторговка занимает много времени, поэтому и тянем подрядчика за уши изо всех сил»...
По итогам обсуждения комитет решает: вопросом займется сам Илья Поляков. Тема стоит того, чтобы следить за тем, как она будет развиваться.
Горячий вопрос про тепло
Самый горячий вопрос в повестке формулировкой напоминал разбор персонального дела на партсобрании. Он был обозначен так: «О повышении надежности и эффективности теплосетевого комплекса города Новосибирска».
Вопрос инициировали сами энергетики. Именно СГК написала Андрею Шимкиву «проникновенное письмо, пронизанное болью и откровениями» (как о нем сказали депутаты).
Очевидно, что вопрос был поставлен провокативно: хорошо разогретая тема недофинансирования программ ремонта и развития уже не просто угрожает прорывами трасс и отключениями тепла. Она от угроз буквально перешла к делу.
Суть доклада директора СГК по ценам Екатерины Степиной: компания ищет форматы реконструкции теплосетевого хозяйства, предлагает властям рассмотреть концессию.
Когда в обсуждение вступил зампредседателя заксобрания Андрей Панферов, стало ясно, что он готов говорить прямо, без фигур умолчания.
«Как горожанин, который в течение этой зимы четыре недели мылся в холодной воде, хочу сказать: мы этот плач Ярославны слышим из года в год. Все время разговор идет о деньгах. Но это к чему нас приведет? А если через пять-семь лет у вас ничего не получится и спроса ни с кого не будет, как всегда? Как мы поймем, что все это идет впрок?»
Но энергетики просят не денег, а политического ресурса. За три последних года компания заплатила муниципалитету 1,6 млрд рублей арендной платы за сети. За это же время в собственные сети инвестировала 900 млн. Вывод: даже те же самые ресурсы можно более эффективно использовать.
Прагматично, без эмоций, предлагают подойти к вопросу и депутаты. Илья Полков считает, что комитет должен обратиться к председателю зак- собрания с предложением собрать реально действующую работающую группу, чтобы исключить политизации, ввести в нее представителей всех фракций, органы управления ЖКХ правительства области и мэрии Новосибирска, людей, которые отвечают за тарифообразование в городе и области.
«Решить недостаток ремонтов можно двум путями: либо дополнительными бюджетными ресурсами, либо увеличением тарифа. Естественно, в заксобрании никто не готов идти по второму пути — это входит в противоречие с самой сутью депутатского представительства. Сегодня был предложен механизм концессии, мы решили вывести его рассмотрение в группу, которая рассмотрит вопрос без эмоций», — подвел итог председатель комитета Александр Морозов.
Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»