Противостояние кикшерингов с властями — отражение глобальной войны между классической экономикой и «уберизованной».
У КИКШЕРИНГОВ пока так и не получилось перехитрить новосибирский муниципалитет — об использовании земли с ним все же придется договариваться. По крайней мере, к такому развитию ведет решение первой инстанции по иску мэрии к компании Urent. В силу оно пока не вступило, но уже скоро станет известно, как разрешится аналогичное требование к Whoosh.
Арбитражный суд Новосибирской области посчитал требования мэрии к прокатной компании обоснованными. Она требовала, чтобы без договорных отношений с муниципалитетом кикшеринг не мог парковать самокаты на городской земле. По Urent суд вынес решение 19 октября. Компания Whoosh пройдет аналогичное испытание 25-го. Поскольку право у нас не прецедентное, исход второго спора может оказаться любым, но все же пока, по итогам нынешнего хода, преимущество на стороне властей.
В чем противоречия между новосибирской мэрией и кикшерингами? Власть говорит: «Извините, вы делаете бизнес на нашей земле, занимаете ее своими средствами производства и ничего нам не платите, то есть воруете ресурс горожан». Прогрессивные предприниматели парируют: «Ничего мы не воруем, потому что ничего не занимаем! Люди просто пользуются самокатами и платят нам за это». — «Но вы же раздаете откуда-то свои самокаты? Это пункт выдачи, нестационарное сооружение, — предполагает мэрия. — А за размещение нестационарных сооружений надо платить».
Последний аргумент — из реального административного процесса: Центральный округ Новосибирска по три раза оштрафовал Urent и Whoosh за «нестационарные объекты» (ст. 5.2 регионального Закона «Об административных правонарушениях»), но в суде они по каждому случаю отбились. Штрафы за нарушение правил положены от 50 000 до 150 000 рублей. И поскольку пользователи бросают самокаты где попало, такой подход запросто бы разорил прокатчиков. Но компания говорит: «Ну не я же эти самокаты бросаю!» — и суд согласился.
Заход с точки зрения собственника земли оказался более эффективен. Региональная прокуратура прокомментировала: «Определено, что организация без осуществления платы в бюджет города самовольно размещала на произвольно выбранных ею земельных участках города электросамокаты и передавала их в пользование неопределенному кругу лиц. Впредь на совершение таких действий организация должна получать разрешение мэрии города».
Налицо отражение битвы между классической экономикой и «уберизированной». Она идет в регионах, странах, на континентах и, если допустить некоторый пафос, является следствием конфликта не менее глобального, чем такие, из-за которых начинаются мировые войны.
СЧИТАЕТСЯ, что уберизация — это тенденция к устранению из бизнес-схем живых посредников, к их замене на цифровые платформы. Сервис такси, давший тенденции имя, обещал за счет этого перевернуть мир. Новые такси долгое время отбивались от представителей вымирающей аналоговой расы: мы не такси, мы агрегаторы, мы вам тут не обязаны освидетельствовать водителей на трезвость и техосмотрами заниматься. Но постепенно земные законы начали проникать в эту матрицу. И сегодня случайных водителей на своих тачках в такси почти нет, они не выдерживают конкуренции с большими автопарками.
По сути, все вернулось на круги своя, но уже с новым коллективным убером во главе, который заставил своих подрядчиков работать за меньшую маржу и более эффективно. А те деньги, которые удалось сэкономить за счет автоматизации, он забрал себе. Чуда не случилось.
В прокате средств индивидуальной мобильности тоже нет никакого чуда. Пока правила позволяют кикшерингам на халяву получать бесплатные ресурсы, он кажется привлекательным и для инвесторов, и для пользователей. А потом… Потом первые накопят жирок, а вторые втянутся.
Вот сейчас впереди зима — время, когда власть и предприниматели могут спокойно урегулировать свои взаимоотношения. Весной наступит пора выпускать на муниципальные тротуары самокаты — посмотрим, кто к тому времени кого победит.
Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»