Штраф в 100 тысяч рублей для перевозчика стал своеобразным дополнением к затратам на организацию маршрута.
ТОЛЬКО на этой неделе была поставлена точка в давнем конфликте между двумя компаниями, управляющими маршрутными такси. Поставило ее управление ФАС по Новосибирской области, оштрафовав ООО «Фортуна» на 100 тысяч рублей.
В мае 2019 года на Акатуйском жилмассиве забастовали маршрутные такси, курсирующие до остановки «Совхоз Левобережный» мимо площади Маркса. Маршрут обслуживало ООО «ПАТП-1118», и он, согласно документам, единственный связывает Акатуйский жилмассив с «большим городом».
Но причина забастовки заключалась как раз в том, что по факту на этом маршруте работал не единственный перевозчик. На участке от Акатуйского до площади Маркса его дублировали четыре машины ООО «Кремль». Поскольку работали они на самом денежном участке, то могли себе позволить брать с пассажиров 20 рублей за проезд, а не 30, как легальный оператор маршрута.
Казалось бы, недобросовестная конкуренция налицо. Но руководитель ООО «Кремль» Вадим Костин комментировал «Новой Сибири»: компания еще в 2016 году по просьбе мэрии вложилась в организацию маршрута: сделала на Акатуйском освещение, построила разворотную площадку, поставила остановочные козырьки. И собралась было на конкурс, но ее не допустили. Вадим Костин считает, что по формальным признакам. В результате конкурс выиграло ПАТП-1118, и с тех пор Костина не оставляло чувство, что произошла несправедливость.
Что касается забастовки, то она стала уже не первой боевой акцией между перевозчиками. В феврале 2019 года, например, у автомобилей конкурентов бились стекла, а когда машины легального перевозчика встали в забастовку, у «Кремля» неожиданно сгорели две машины — половина всего парка. Пожарные установили, что ночью от короткого замыкания загорелся Peugeot, от него полыхнула «Газель Next». Но со стороны это выглядело как-то уж очень подозрительно.
После пожара горячая фаза войны завершилась. ПАТП-1118 возобновило перевозки, а «Кремль» на какое-то время их прекратил.
Но откуда в этом деле появилось ООО «Фортуна»? Дело в том, что «нелегал» использовал несложную схему, которая уводила его из-под обвинения в нелегальности. Сам «Кремль» только перевозил пассажиров по схеме не маршрутной, а заказной перевозки. Это как если бы пассажир просто поймал машину, случайно следующую точно по муниципальному маршруту. Для достоверности деньги с пассажиров собирал не сам «Кремль» — эту функцию выполняла «Фортуна».
Хитрость, конечно, так себе. Учредитель «Кремля» — Вадим Костин, учредитель «Фортуны» — Ольга Костина. Зарегистрированы оба ООО по юридическим адресам, отличающимся только последней цифрой офиса. Если кто-то вдруг решит настаивать, что это совпадение, то в постановлении УФАС на этот счет сказано прямо: «Установлено, что ООО «Фортуна» и ООО «Кремль» составляют одну группу лиц».
УФАС пришло к выводу, что «ООО «Кремль» лишь имитировало оказание услуг заказной пассажирской перевозки по направлению «Акатуйский ж/м — метро «Пл. Маркса» (магазин «Кристалл»)», фактически осуществляя при этом регулярные перевозки пассажиров и багажа», а его действия подпадают под понятие «недобросовестная конкуренция».
В результате «Кремлю» и «Фортуне» было вынесено предупреждение о прекращении действий, «которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства». Предупреждение следовало исполнить до 16 августа 2019 года. Но еще 26 августа перевозки продолжались: в этот день департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии обнаружил на коротком кремлевском маршруте одинокий Peugeot.
25 сентября комиссия Новосибирского УФАС рассмотрела это дело. Тогда директор ПАТП-1118 сообщил, что «Кремль» прекратил перевозки. Но поскольку между 16 и 26 августа предупреждение не было исполнено, УФАС выписало штраф в 100 тысяч рублей. Решение о штрафе было принято только 30 июля 2020 года.
Партнер «Кремля» Альберт Латыпов, автомобиль которого в мае прошлого года как раз сгорел, сообщил «Новой Сибири», что с тех пор у него нет никаких деловых отношений с этой фирмой. По имевшимся контактам Костиных мы найти не смогли. Да и куда уж нам? Вадима Костина и судебные приставы найти не могут по нескольким исполнительным производствам. Последнее было завершено 27 июля 2020 года «на основании невозможности установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях». Похоже, и остались-то от него лишь эти добросовестно и за собственный счет возведенные нужные объекты: разворотная площадка, столбы по дороге от Акатуйского до улицы Петухова да скромные козырьки, под которыми пассажиры теперь дожидаются своих легальных маршруток.
Алексей МАКСИМОВ, «Новая Сибирь»