До окончания работ на общественном пространстве между цирком и Вознесенским собором оставалась пара недель, когда мэр Новосибирска Анатолий Локоть признал: муниципалитет сталкивается с попытками помешать реализации проекта. «Новая Сибирь» попыталась разобраться с источниками и формами этого сопротивления. Выяснилось: источников много, формы разнообразны, а все в целом грозит реальной отменой задуманных преобразований.
Публичный упрек в адрес неназванных оппонентов благоустройства мэр высказал на сессии горсовета, когда отчитывался о развитии Новосибирска. В 2023 году, сообщил он, город привлек на благоустройство и дороги рекордные средства, но вместе с тем были и вот такие неприглядные факты.
На онлайн-встрече главы города с журналистами «Новая Сибирь» попросила уточнить, что это были за попытки. Оказалось, мэр имеет в виду лишь предпринимателей, хозяйствующих субъектов.
«Видимо, они посчитали, что потеряют прибыль. Я твердо хочу сказать: проект выверенный, выстраданный, это ответ на многие обращения новосибирцев по благоустройству прилегающих к Нарымскому скверу территорий. Проект поддержала и православная епархия – вы видите, что там установлен и освящен памятник Николаю Чудотворцу. Утверждение проекта — это единая позиция и с правительством Новосибирской области, непосредственно с губернатором».
О том, почему предприниматели не согласны с закрытием территории для транспорта, «Новая Сибирь» уже рассказывала: там работают предприятия общепита – кафе «Бочкари» и «Котлета». У первого доступность после модернизации пространства ухудшится, а второе просто лишится небольшой парковки, предусмотренной согласованным мэрией проектом. Более того, сегодня, на время работ, «Котлета» вообще оказалась отрезанной от потребителей – к кафе стало не подойти и его просто пришлось закрыть. Владелец заведения, компания «Елена Лидер», уже в судебном процессе с муниципалитетом: она требует устранить препятствия в пользовании своим имуществом.
Однако при более пристальном разборе ситуации видно, что иски бизнеса — не самая мощная мина под новой общественной территорией. Бизнес на самом деле ни с чем не борется, а просто отстаивает свои собственные интересы, Более веские риски таят в себе сами документы о территории между цирком и собором.
Там, оказывается, довольно много неразберихи. Например, с земельными участками. В контракте на реконстуркцию территории речь идет о работах на одном участке, а имеется в виду совсем другой, при этом в проекте расписаны работы еще и на третьем. Изначально в проекте реконструкции площади и в документации на проведение работ фигурировал земельный участок под одним кадастровым номером, но реально все происходит на другом. А лестница от новопоставленного памятника святому в Нарымский сквер, которая должна стать изюминкой будущего пространства, вообще проходит по третьему.
Все это не предусматривалось аукционной документацией на муниципальный подряд и вплоть до 24 августа этого года вообще основывалось не понятно на чем. Но в тот день вице-мэр Олег Клемешов в качестве и.о. главы города подписал постановление об организации работ на объекте, и лишь на основании него «Горзеленхоз» и подрядчик подписали допсоглашение к контракту, которым эти нестыковки были как бы отрегулированы.
Насколько это согласуется с требованиями 223-ФЗ, регулирующего муниципальные и государственные закупки, — вопрос не простой. Но известно, что и более деликатные отклонения от исходных контрактов часто становятся предметами долгих судебных разбирательств. Ведь итоги таких торгов может оспорить любой потенциальный участник процедуры. Были опубликованы одни условия контракта, а работа ведется по другим – куда это годится!
Преобразования по Нарымскому скверу со стороны выглядят прозрачными и обстоятельными. Комплексный дизайн-проект благоустройства площади между цирком и Вознесенским собором, а также в Нарымском сквере, на муниципальном портале лежит с 2020 года. Но это материал не рабочего, а презентационного характера. В реальных же документах — черт ногу сломит. На титульном листе генерального плана благоустройства территории стоит 2021 год, внутри, на рабочих чертежах, — март 2022-го, а на муниципальном контракте, которым мэрия ставит задачу на подготовку этого документа за 1,2 млн рублей, — июнь 2022-го. И опять же: в техзадании на разработку упоминаются совсем не те земельные участки, на которых сегодня реально ведется работа.
Наконец, еще одним противником муниципальных идей может стать Генеральный план развития Новосибирска. Погружаясь в материалы дела по иску к мэрии о восстановлении своих прав, предпосылки для этого обнаружили юристы ООО «Елена Лидер».
«По документам площадка перед цирком относится не к рекреационной, а к общественно деловой зоне – ОД-1.1, — пояснила «Новой Сибири» директор компании Ирина Пронина. – Об этом говорится в постановлении мэра о схеме расположения участка, да и так сложилась история его использования. Здесь, например, регулярно проводятся ярмарки сельхозпродукции, имеющие большое социальное значение. Сейчас участок остался в той же зоне, а значит, нет и препятствий для работы парковки. Но если вопреки генплану произойдет смена зонирования, новосибирцы лишатся ярмарок».
Юристы сводят все нестыковки вместе и объясняют их тем, что изначально проект реновации разумно предусматривал озеленение не всей площадки, а нескольких островков в ее границах. Именно поэтому, предполагают эксперты, за площадкой в целом в генплане сохранилось существующее зонирование, а выделение под зелень островки становились территорией сквера. Но потом все начали спонтанно менять и за такими нюансами уже никто не следил.
Тем временем в дискуссию вступают новые участники. Недавно в прессе выступил спортсмен-паралимпиец Алексей Ниятченко, который из-за новых порядков не смог попасть на представление в цирк – его билеты пропали. Инвалиды-колясочники уверены, что и после окончания работ походы в цирк для них станут сложнее.
Мэрия парирует: поскольку территория перед цирком станет рекреационной, устраивать парковки на ней запрещено законом. И в качестве альтернативы предлагает уже заасфальтированный квадрат сразу за цирком. Решение парадоксальное: запретив проезд по зоне, которая пока еще остается общественно-деловой, в качестве компенсации власть переадресует автомобили горожан прямо в сквер, буквально к прогулочным аллеям и почти под рябины и лиственницы.
Сколько потребуется в таком случае ждать появления новых противников проекта?
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»:
Инвалидам никак: Спортсмен-паралимпиец не смог попасть на представление в Новосибирский цирк
Заблокированное на площади возле новосибирского цирка кафе просит помощи властей