Из всех помех своевременной реконструкции Первомайского сквера вице-мэр Новосибирска выделила рестораны-самострои.
Главная причина срыва сроков реконструкции Первомайского сквера – построенные с нарушением градостроительных требований рестораны. Так вице-мэр Анны Терешкова ответила на вопрос журналистов, рассказывая о масштабных преобразованиях зеленых зон Новосибирска. Хотя, если разобраться, реализации планов муниципалитета на самый центральный сквер города мешало множество факторов.
«Территория хоть и в центре, но много подводных камней. Там было много нестационарных объектов, которые стояли не по нормативам, не соответствовали градостроительным регламентам. Я сейчас не буду комментировать, кто дал разрешение на строительство этих объектов. Это наследие 90-х. Сейчас вы видите, что те нестационары, которые мешали благоустройству, снесены. Ощущение, что их никогда там и не было, территория выглядит достойно, комфортно. Мы понимаем, что это было, мягко говоря, просто вляпано кем-то, абсолютно не согласовано архитектурно. <…> Мы были долго в судах, чтобы начать сносить их. Поэтому реконструкцию пришлось начать с другой стороны сквера. Причины срыва сроков абсолютно объективные», — заявила Терешкова на пресс-конференции в ТАСС 24 октября.
Самострои с общепитом из Первомайского удалили уже почти все — Carl’s Jr, Sabai Bar и «Аквариум», в момент сноса существовавший под вывеской «Сказка». Осталось только здание Park Cafe и «Перчини». Демонтировать его суд после многолетних разбирательств постановил еще в 2022 году, но решение так и не выполнено. Но формально реконструкции это и не мешает.
«Мы, когда проектировали благоустройство Первомайского сквера, думали, что этот объект останется. Поэтому в проект не внесли данную территорию. Но сейчас на ускорении сноса настаивает прокуратура. Если это произойдет в текущем году, то мы сразу начнем разрабатывать эту территорию, добавлять в наш сквер, благоустраивать на следующий год. Если разбор будет в течение двух лет — то у нас будет время спокойно разработать проект, посмотреть пожелания жителей», — пояснила Анна Терешкова.
Собственник здания, компания «Антрацит», со сносом отчаянно борется. Сейчас, например, в арбитражном суде ее иск о взыскании с мэрии убытков – 250 406 738 рублей. Очевидно, это намек на то, что компания вообще-то ничего тут не возводила, а купила сооружение уже готовым и зарегистрированным в Росреестре. Изначально по договору аренды участка возводить объекты капитального строительства на месте Park Cafe было нельзя, однако предыдущий владелец участка это правило нарушил и умудрился оформить бумаги на капстроение, после чего продал его «Антрациту».
«Антрацит», кстати, в рамках своего иска об убытках хотел добиться запрета каких-либо изменений состояния здания, но в суде ему отказали. Впрочем, какая разница, раз этого куска сквера в техзадании на реконструкцию нету.
Нету в нем и фонтана «Мишка», о котором Анна Терешкова вспоминала с особой теплотой, едва не доходя до цитирования известного стихотворения Агнии Барто «Все равно его не брошу, потому что он хороший». Я, заверила вице-мэр, сама у этого мишки выросла, так что мы его обязательно восстановим. Правда, как выяснилось, когда рабочие приступили к ремонту фонтана, построен он был из чего попало, в результате там все протекало, ломалось и в итоге не дожило до наших дней.
Конкурс на восстановление «Мишка» мэрия провела совсем недавно, а значит, и сдача фонтана окончания реконструкции в целом не тормозит.
Так что тогда? Может быть, история с подрядчиком – компанией СУ «Сибстрой»? Известно, что именно она предложила на торгах лучшую цену за реконструкцию (собственно, став единственным их участником). Но когда дело дошло до подписания контракта, счастливый победитель то ли запутался в бумагах, то ли просто слился. В последний день, отведенный для подписания договора, 8 мая 2023 года, компания и заказчик были в активной переписке вплоть до ночи. В 22:49 в МАУ «Горзеленхоз» поступил очередной протокол разногласий – потенциальный подрядчик просил удалить из реквизитов контракта свой номер телефона. Заказчик оперативно направил доработанный проект документа, однако вместо подписанного контракта в 23:29 получил какое-то очередное письмо. А подписать надо было не позднее 00:00.
Интересно, что по этому факту Новосибирское УФАС получило от «Горзеленхоза» заявление о включении компании в реестр недобросовестных подрядчиков, но к рассмотрению приступить так и не получилоь.
Зато с тех пор про СУ «Сибстрой» стало известно много нового. В частности, комиссия антимонопольного ведомства разоблачила картельный сговор с участием этой компании и ее аффилированных лиц. Он был реализован при торгах на подряд по ремонту Сибревкомовского моста. За победу торговались семь участников, при стартовой цене в 50,194 млн рублей лучшим оказалось предложение ООО СУ «СибСтрой» — 50 млн, однако затем пошла битва двух участников, которые уронили цену до 38,9 млн (на 22,5 процента). После их заявки признают не соответствующими требованиям, и предложение СУ «СибСтрой», оказавшееся последним, окажется выигравшим. Однако позже комиссия УФАС установила, что «последовательную и скоротечную поочередную подачу ценовых предложений» делали связанные с победителем и действовавшие в его интересах лица. Ведомство направило материалы дела в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ.
В случае с Сибревкомовским мостом до репрессий дошло уже после того, как контракт был исполнен, а вот по Первомайскому скверу правоохранители возбудились, напротив, — не дожидаясь его реконструкции. Уже 19 октября прокуратура Новосибирска внесла мэру города Анатолию Локтю представление из-за срыва сроков реконструкции Первомайского сквера, которые наступили лишь 15 октября. Сам Роман Сивак проинспектировал площадку, после чего пресс-служба ведомства сообщила: «В связи с выявленными нарушениями сроков муниципальных контрактов прокурор внес мэру представление с требованием устранить нарушения, принять меры претензионного характера к подрядчику, активизировать работы по реконструкции сквера».
Такой оперативности могли бы позавидовать заказчики многих других объектов, сроки по которым вышли за берега.
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»:
В Новосибирске разоблачили картельный сговор при ремонте моста