СМОЛКАЮТ постепенно фанфары в честь российских триумфаторов Олимпиады-2014, где хозяева, как известно, неожиданно (в том числе и для себя) показали абсолютно лучший результат не только среди всех стран-участниц, но и в своей постсоветской истории.
Не успели остыть впечатления от «праздника со слезами на глазах» — торжественного закрытия Игр, — а чемпионы и призеры домашней Олимпиады получили из рук главы государства правительственные награды. Причем, вопреки многолетней практике, сия официальная церемония впервые состоялась не в Кремле, а непосредственно на месте событий. Так что многие герои февральских баталий уже смогли поприсутствовать и на региональных приемах, где прославившимся землякам были оказаны достойные знаки внимания, отнюдь не ограничившиеся, разумеется, исключительно моральным поощрением.
К слову, от щедрот местных властей во многом зависит и общий «наградной фонд» сочинских медалистов, на который, впрочем, в не меньшей степени влияет также суммарный вес «драгметалла», завоеванного ими на главном старте четырехлетия. Если же «малая родина» благодаря пресловутому параллельному зачету оказывается к тому же не единственной, то финансовый эквивалент олимпийских трофеев повышается как минимум на порядок. Так, «премиальные» двукратных чемпионов по фигурному катанию Татьяны Волосожар и Максима Транькова, по самым скромным (хотя в данном случае, скорее, нескромным) подсчетам, составили по 20 миллионов рублей на партнера. Помимо, само собой, новейших во всех смыслах «Мерседесов», выделенных на средства федеральной казны каждому российскому победителю «Жарких. Зимних. Твоих». В общем, как говорится, «по заслугам и честь».
Приятно отметить, что не остались в стороне от установления соотечественниками медального рекорда и новосибирцы. Что, правда, совсем не удивительно — за почти полувековую летопись своего участия в белых Олимпиадах представителям города на Оби лишь дважды (в 1988 и 2002 годах) не доводилось взойти на пьедестал. Как вполне в порядке вещей и тот факт, что одним из продолжателей славных традиций стала сегодня Ольга Вилухина. Именно стреляющие лыжники и лыжницы за крайне редким исключением каждые четыре года исправно пополняли запасы олимпийских трофеев столицы Сибири. И пусть на сей раз обошлось без столь привычного для отечественного биатлона женского «золота», «серебряный» дубль подопечной (а заодно и супруги) Валерия Иванова — более чем приемлемый результат на фоне нынешнего состояния национальной команды, чья готовность и, соответственно, перспективы вызывали серьезные сомнения даже по ходу сочинских стартов.
По сути, третье место Ильи Черноусова в лыжном марафоне также явилось насколько закономерным, настолько и неожиданным достижением. Опять-таки прежде всего в силу хронической нефартовости российских гонщиков, которая преследовала их на домашних трассах вплоть до заключительного дня соревнований. Вот только, в отличие от биатлонных наград, бронзовая медаль новосибирского дистанционщика стала практически эксклюзивом в местной коллекции регалий лыжного спорта. Ведь после эстафетного триумфа Зинаиды Амосовой в Инсбруке-76 минуло уже без малого 40 лет… Да и в целом восточный мегаполис в этом плане весьма консервативен. До сей поры пока лишь его биатлонисты и лыжники возвращались домой в ранге олимпийских лауреатов. И хотя на XXII зимних сибирский центр был представлен сразу в пяти дисциплинах, известный принцип «лучше меньше, да лучше» опять налицо.
Справедливости ради, вклад обоих региональных призеров в общекомандную победу вполне мог оказаться гораздо весомее. Не секрет, что Ольга Вилухина почти на всем протяжении Игр была подвержена простудному заболеванию, которое не только отразилось на выступлениях лидера женской сборной, но и вынудило ее отказаться от участия в индивидуальной гонке. Зато Илья Черноусов, напротив, к олимпийскому дебюту (в Ванкувере он так и остался запасным) подошел в оптимальных кондициях. Что им было наглядно продемонстрировано как непосредственно на старте, так и на самом финише сочинского форума. И, наверное, стоит согласиться с мнением целого ряда специалистов, полагающих, что, не включив сибиряка в эстафетный квартет, тренерский штаб мужской команды допустил очевидный просчет, который, как выяснилось постфактум, лишил россиян чуть ли не гарантированного «золота».
Увы, амбиции остальных олимпийцев 54-го региона изначально рассматривались заметно скромнее. За исключением разве что Владимира Тарасенко, вместе с партнерами по хоккейной дружине оказавшимся заложником догматических концепций Зинэтулы Билялетдинова, чья прогнозируемая отставка на днях получила официальное подтверждение. Сноубордист Алексей Соболев, как уже сообщала «Новая Сибирь», остановившись на стадии полуфинала в слоупстайле, выступил, пожалуй, в полном соответствии со своими нынешними возможностями. Как, собственно, и горнолыжник Сергей Майтаков — единственный, к слову, из новосибирской делегации, кто уже имел опыт соперничества на столь престижном уровне. Примечательно, что, как и в Канаде, «ветерану» вновь не удалось закончить дистанцию слалома, а вот в его гигантском прототипе результат четырехлетней давности был улучшен на полтора десятка позиций.
Подводя черту под участием земляков в завершившейся Олимпиаде, видимо, есть смысл обратить внимание на одну немаловажную деталь. Впервые за последнее время (а если точнее — с конца прошлого века) Новосибирск выставил на Игры либо своих уроженцев, либо атлетов, защищающих его спортивную честь в течение как минимум пяти зимних сезонов. Можно сколь угодно восхищаться блестящим показателем якобы местных биатлонистов, восемь лет назад вернувшихся в «родной» город аж с тремя золотыми и одной серебряной медалями. Вот только кроме Анны Богалий, обосновавшейся на обских берегах незадолго до Турина-2006 по сугубо семейным обстоятельствам, прочие «новосибирцы» имели к нашему региону весьма опосредованное отношение. Так, может, все-таки лучше меньше, да… честнее?
Андрей КОЗЛОВ, специально
для «Новой Сибири»