Депутаты внесли поправки, запрещающие пропаганду уже любых, а не только «нетрадиционных», сексуальных отношений.
НА ПРОШЛОЙ неделе инициативная группа из депутатов от «Единой России», КПРФ и ЛДПР выступила с законодательной инициативой расширения пресловутого «антигейского» Закона «О запрете пропаганды нетрадиционных отношений среди несовершеннолетних» путем исключения термина «нетрадиционные». По мнению законотворцев, столь радикальные изменения статье необходимы из-за «проблемы, которая в последние годы распространилась по всей Российской Федерации». Под «проблемой» следует понимать повышение сексуальной активности среди подростков одновременно с понижением возраста, в котором они начинают вступать в сексуальные отношения. Вину же за это депутаты возлагают на слишком большое количество всевозможной откровенной информации, которая «формирует у юношей взгляд на женщин как на объект сексуального удовлетворения, а у девочек часто вызывает желание попробовать то, что они узнают из откровенных фильмов, книг, журналов». Кроме того, по мнению авторов инициативы, информация о сексе, в том числе и о способах контрацепции, приводит к увеличению числа беременностей у девочек-подростков. И если взглянуть на количественные показатели, слова политиков кажутся очень убедительными: официально в нашей стране ежегодно совершается около миллиона абортов, что очень любят использовать в качестве аргументации разнообразные «борцы за нравственность». Правда, вот в пуританском СССР, который часто предлагают считать образцом, эта цифра была раза в четыре выше, но такие мелочи сейчас мало кого волнуют.
Сам собой поднимается вопрос: а что в законе вообще понимается под «пропагандой сексуальных отношений» и как ее отличать от элементарного сексуального воспитания или от продажи детям моркови и огурцов? Ведь не думают же господа-депутаты, что юных россиян нужно вообще охранять от любой информации, касающейся человеческой физиологии, вплоть до совершеннолетия, а они в свою очередь будут честно верить в то, что детей находят в капусте? И это при том, что возраст сексуального согласия в нашей стране согласно закону по-прежнему наступает в 16 лет. В такой ситуации невольно вспоминается анекдот: «В России сексом можно заниматься с 16 лет, курить — с 18, а пить водку — с 21. По мере разочарования в жизни». На сегодняшний день согласно статье 5 Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» запрещается распространение среди несовершеннолетних, информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям. Предлагаемые же поправки заменят слова «нетрадиционные сексуальные отношения» на «приоритет сексуальных отношений». Наказывать «пропагандирующих» закон предлагает штрафом от 4 тыс. до 5 тыс. руб. для граждан, от 40 тыс. до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 800 тыс. до миллиона рублей для лиц юридических.
«С ОДНОЙ стороны, этот запрет напрашивался уже давно, поскольку любая пропаганда в определенном возрасте может оказать искажающее и мешающее влияние, — говорит Игорь Лях, врач-психотерапевт, — и таким образом воспрепятствовать адекватному развитию психики. С другой же стороны, самым важным является не собственно закон, а подзаконные акты, которые будут регламентировать область применения данного закона, потому что толковать его можно очень широко. Как это ни парадоксально, эффект может быть прямо противоположен, ведь запретный плод всегда сладок. Все будет зависеть от того, как именно будет толковаться слово «пропаганда». Самое главное — не перепутать «пропаганду» с сексуальным воспитанием, поскольку именно отсутствие правильного воспитания, что обычно приводит детей к самостоятельному поиску информации из любых доступных, но отнюдь не всегда достоверных источников. К тому же в случае неадекватного применение этого закона возможно полное изменение и искажение всего информационного поля, из-за чего под запрет могут попасть в том числе многие произведения искусства».
Самое же, пожалуй, странное в истории с этим законом то, что среди его противников оказалась — кто бы мог подумать — глава профильного комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, если не главный, то уж точно самый известный «борец за нравственность» в Государственной Думе. По ее мнению, новый закон может оказаться попросту ненужным, поскольку все необходимые меры уже давно приняты.
«Инициатива депутатов о запрете пропаганды любых видов секса среди несовершеннолетних, на мой взгляд, актуальной не является, — цитируют депутата Мизулину РИА «Новости». — Напротив, эта мера по сути своей избыточна. Все, что касается распространения среди подростков информации о традиционных сексуальных отношениях, уже давно регулируется базовым федеральным Законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
На фоне предыдущих заявлений и инициатив парламентария такая позиция смотрится несколько странно, особенно учитывая решения, предлагаемые разработанной ее комитетом «Концепцией государственной семейной политики до 2025 года». Ведь консервативные меры законопроекта как нельзя лучше вписываются в образ «многопоколенной (когда несколько поколений родственников живут под одной крышей), многодетной семьи, где сильно влияние традиционных общественных устоев и религиозных ценностей».
Трудно не заметить, что в последние годы Дума настойчиво идет по пути все большего консерватизма касательно личной жизни российских граждан. Сперва пострадали гомосексуалисты, теперь вот под угрозой элементарное половое воспитание. Некоторые скептики уже начинают всерьез опасаться, что следующим шагом станет, например, установление минимального количества детей (от 3 шт.) и демонстрация окровавленных простыней при вступлении в брак.
Как известно, запретить что-нибудь «плохое» всегда проще и быстрее, чем привить более «правильные» ценности традиционными методами, через воспитание и образование. По мнению ректора Нового Сибирского института, доктора социологических наук Надежды Вавилиной, в деле просвещения детей следовало бы резко усилить акцент на гендерном, а не только биологическом, различии полов. Проще говоря, чтобы мальчики еще в юном возрасте понимали, что к девочкам не следует применять приемы рукопашного боя и вообще относиться как к «себе подобным». И, соответственно, наоборот.
«Сексуальное воспитание требует большего, чем знания на основе научных фактов, — отмечает Надежда Дмитриевна, — и большего, чем сопутствующие сексуальным отношениям эмоции и чувства. Вместе с ними должно воспитываться и чувство ответственности за свои поступки. Кроме того, по мере получения знаний, умений и воспитания ответственности происходит и социализация личности. Соответственно, всякое сексуальное воспитание или образование должно проходить с учетом того или иного этапа развития».
Олег ДЕМЕНКО, «Новая Сибирь»