Радость от тогучинской набережной и нового общегородского пляжа омрачается: оказывается, они стоят вдвое дороже, чем планировалось.
ГОРОД Тогучин недавно обзавелся хорошим объектом — современным и большим общественным пространством. В него вошли набережная озера и пляж. Теперь выясняется, что за все это придется платить. Точнее — доплачивать, потому что часть денег (между прочим, выделенных из федерального бюджета) уже отдали подрядчику, а он хочет еще столько же и даже больше.
Подрядчик хорошо известен в Новосибирске — это компания «Перлит-Строй» Коли Кулиджаняна, работавшая, в частности, на Михайловской набережной. Выполнив серьезный объем работ на нацпроектовском объекте в райцентре, она требует от администрации Тогучина 85 млн рублей дополнительно к согласованной смете. В суде компания заявляет, что эту сумму она потратила сверх стоимости муниципального контракта.
На минувшей неделе Арбитражный суд Новосибирской области требования подрядчика посчитал необоснованными, но это вовсе не значит, что история на этом закончится. Наоборот, из материалов дела отчетливо видно, что у нее огромный потенциал.
Судите сами.
Подрядчик просит у администрации Тогучина 85,5 млн рублей оплаты выполненных сверх сметы работ и 2,8 млн неустойки. С учетом того, что весь контракт «Перлит-Строя» с муниципалитетом составлял 71,1 млн, требование довольно смелое. Ведь если по смете основного контракта предполагалось построить набережную, благоустроить пляж, а к тому же разобраться с коммуникациями, то, условно говоря, сверх всего этого подрядчик сделал всего полезного ровно столько же и даже чуть-чуть больше. Этого совершенно нельзя было не заметить.
Самое интересное, что заказчик объем сверхпроектных работ даже не оспаривал. Единственное — он возразил, что это все стоит так дорого. В крайнем случае вместо 85,5 млн он согласился бы оценить работы в 40,5 млн рублей. Но это в крайнем случае.
Вообще, со сверхнормативными затратами на тогучинское общественное пространство все вышло странно. Поскольку на государственных и муниципальных заказах «Перлит-Строй» уже съел собаку, все дополнительные объемы, не предусмотренные контрактом и не учтенные проектно-сметной документацией, он тщательно документировал и оформлял. Своими уведомлениями он просил у заказчика подтвердить необходимость благоустройства площадки остановочного павильона, устройства тротуара за мостом, выноса и установки снова линий телефонной связи, устройства тротуаров вдоль озера; отсыпки откосов. Представители заказчика, подрядчика, технического надзора и заместитель министра ЖКХ собирались на специальные совещания, где принимали совместные решения и подписывали протоколы. Все работы документировались, составлялись и акты освидетельствования скрытых работ. Однако когда все эти цифры и факты собрались в итоговом документе (актах КС-2 и КС-3), администрация Тогучина просто вернула их неподписанными, заявив, что бюджетом города такие траты не предусмотрены.
Зона отдыха в Тогучине — это буквально мечта горожан. В 2018 году проект победил во Всероссийском конкурсе лучших проектов в рамках нац- проекта «Жилье и городская среда», вырвав победу у купинской идеи пешеходной зоны, связывающей разные территории города (она победит потом, в 2019-м). В работы по контракту, который получил «Перлит-Строй», входили подготовка территорий строительства, очистка озера, берегоукрепление, наружные сети. Весь проект включает еще и строительство набережной зоны для купания, спортплощадки, роллерной дорожки, а также подъездных путей, парковки, привокзальной площади и перрона.
В процесс привлекли экспертов. Они подтвердили, что работы были произведены за пределами объекта, но часть из них была необходима. Не выполни их подрядчик — под вопрос вставали прочность и годность всего, чего так ждали тогучинцы. Правда, суд все же посчитал, что необходимость проведения таких работ не доказана.
Несмотря на то что получить от представителей подрядчика комментариев пока не удалось, очевидно, что решение будет оспорено. И, вероятнее всего, не в одной инстанции.
Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»