Тема влияния противогололедных реагентов на природу и людей снова стала предметом рассмотрения среди депутатов законодательного собрания региона. Заслушав отчет чиновников мэрии Новосибирска, комиссия по экологии решила настаивать на получении объективных данных об эффективности и безопасности этих материалов.
Согласно представленному за заседании отчету, используемый муниципалитетом «Бионорд», обеспечивающий таяние снега и льда на при температуре до минус 30 градусов, в отличие от песко-соляной смеси, оставляет на дороге только 1% нерастворимого вещества. Но, подчеркнула председатель комитета охраны окружающей среды мэрии Новосибирска Мария Сидорова, при этом необходимо строго придерживаться инструкции по применению реагента и увеличивать расходы на весеннее и летнее содержание дорог и газонов – их нужно, соответственно, поливать и чистить. Что же касается исследований о влиянии химии на окружающую среду, то их сделать не так просто – потребуется сотрудничество специалистов разного профиля, отметил руководитель Новосибирского филиала Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии Александр Абрамов.
«То есть никаких исследований не было?» – удивился депутат Николай Мочалин, выступивший инициатором внесения вопроса в повестку. Сам-то он из личного опыта знает, что из-за реагентов портятся обувь и механизмы машин и страдают собаки. Николай Мочалин напомнил, что депутаты уже предлагали минприроды внести в программу охраны окружающей среды региона исследования о воздействии дорожной химии на среду и человека. «В ответ получили: материалы по противогололедным реагентам есть в открытом доступе. Поэтому мы считаем, что проведение исследований в рамках госпрограммы не предполагается возможным».
Именно с широко доступными материалами решил познакомить коллег депутат Денис Субботин. Это была инструкция по использованию «Бионорда».
«Обрабатываемую поверхность предварительно очистить от снега. Равномерно распределить противогололедный материал на поверхности из расчета 42 г. на кв. м. Материал, распределенный на поверхности проезжей части, перемешивается с выпавшим снегом колесами движущегося транспорта и пешеходными потоками. Выдержать паузу 40-50 минут (при обильных снегопадах не более 3 часов). Удалить разрыхленную массу механическим или ручным способом», — зачитал он. — А что будет, если препарат применять неправильно? Какой эффект мы получим?»
Сегодня в федеральном законодательстве ограничений на применение противогололедных реагентов нет, однако в Госдуму то и дело вносятся законопроекты, пытающиеся этот статус кво изменить. Такие попытки дважды — в 2015-м и 2020-м — исходили от депутатов фракции КПРФ: предлагалось запретить использовать такие вещества за пределами проезжей части автомобильных дорог. Оба раза были безуспешными.
В 2019 году группа авторов из СРЗП предложила не допускать применение препаратов на тротуарах, остановках, пешеходных и велосипедных дорожках. Законопроект отклонили уже при первом чтении весной 2023 года, однако в пояснительной записке к нему есть ссылка на проводившиеся в Москве исследования, в ходе которых установлено, что реагенты «могут вызвать раздражение кожи и дыхательных путей у человека и животных, приводят к деградации почвенной экосистемы, а изменение состава, структуры и свойств грунтов ведет к активизации негативных инженерно-геологических процессов, что чревато разрушением подземных и надземных коммуникаций. Кроме того, реагенты наносят непоправимый вред одежде и обуви».
Не сдаются и новосибирские депутаты. Они решили сделать запрос коллегам из Госдумы и, надеется зампредседателя комиссии Ярослав Фролов, уже в апреле вернутся к этому вопросу.
«Точка в вопросе по антигололедным веществам не поставлена, – отметил он, подводя итоги рассмотрения вопроса. – Жителей интересует, насколько эффективно антигололедное вещество применяется, насколько правильно, что будет, если его применять не так, как написал производитель».
Сергей ЗАХАРОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»: