Бывший политтехнолог и вице-губернатор Виктор Козодой заинтересовался историей кыргызов и получил обвинение в имперскости.
В программе кыргызского телевидения NazarNews прозвучали примечательные слова: «Новосибирск тарыхчи Виктор Иванович Козодой». Даже тем, кто не знает язык республики, некогда входившей в состав СССР, стало понятно, о ком идет речь. Виктора Козодоя у нас хорошо знают — он бывший вице-губернатор, политик и политтехнолог.
А «тарыхчи» по-кыргызски — это историк. Дело в том, что Козодой — доктор исторических наук, профессор, автор книг о политике Российской империи Александре Гучкове и политике Казахстана Алихане Букейханове. За последнее произведение он, кстати, получил значимый казахстанский орден.
Героем новой книги Козодоя стал князь Эренек. Этот исторический персонаж жил в XVII веке в Сибири, и его до сих пор принято было считать хакасским князем. Козодой же доказывает, что Эренек был князем кыргызов. Причем не енисейских, как их обычно называют, а сибирских. Согласно его исследованию, государство кыргызов той эпохи простиралось от Иртыша до Амура.
Сейчас книга уже написана и отправлена в типографию. Как рассказал «Новой Сибири» автор, он пишет только о тех деятелях, которые ему интересны. Все исследования производит за свой счет и уже потом ищет издателя. Для новой книги нашел, хотя и не говорит, кого именно.
Перед изданием Козодой дал почитать свой труд коллегам-историкам из Кыргызстана. Большинство положительно оценило работу новосибирского профессора. Однако нашлись и те, кто выступил резко против — и еще не изданной книги, и самого автора. В Ассоциации историков Кыргызстана новую биографию князя назвали «имперским проектом» и возмутились: дескать, почему это чужаки про нас пишут? Попутно обозвав тех, кто заинтересовался работами сибиряка, «фолк-хисториками» и — почему-то — квасными патриотами.
Нельзя пройти мимо столь странного подхода: историей кыргызов заинтересовался российский ученый — что тут плохого? Да и почему Козодой чужак? В конце концов, книга — о сибирском князе, а новосибирский профессор тоже сибиряк. Тут, вообще-то, впору нам, россиянам, обеспокоиться: а не возникнут ли у наших южных соседей мысли о новой «Великой Киргизии»? Не говоря уже о, упаси бог, территориальных претензиях?
В Кыргызстане тем временем мысль забила ключом. В одной из передач NazarNews местный филолог, в частности, сообщил, что современная Хакасия, на территории которой базировался Эренек, стала результатом простой орфографической ошибки. Оказывается, в 20-х годах прошлого века, когда создавались национальные республики, кто-то вспомнил слово «хагас» и обозначил им целую республику. Но, оказывается, взяли это слово из китайских источников, а китайцы звука «р» не знают. И изначально это слово звучало как «харгас» — то есть «киргиз». (Не обидятся ли на такую версию хакасы?)
Защитники Козодоя отмечают, что оппоненты сибирского профессора — представители Ассоциации историков Кыргызстана, возглавляемой профессором Чоротегином, а они относятся к науке с ненаучных позиций. Сторонники этой позиции считают, что эта ассоциация монополизировала многие организационные вопросы — в частности, распределение правительственных грантов, что уже сказалось на качестве исторической науки.
И все же о книге Виктора Козодоя есть и много восторженных отзывов. Вроде такого: «Козодой Виктор Иванович — герой! Он открывает глаза масс на скрытые до этого исторические факты кыргызского государства!» В одной соцсети, которая запрещена в России, но не запрещена в Кыргызстане, даже возникла группа «Книга: История сибирских кыргызов», которая уже собрала более пяти тысяч участников. Сам Козодой начал публиковать в сети некоторые страницы своей книги, и на этой площадке их активно обсуждают.
Автор труда ситуацию «Новой Сибири» прокомментировал так: «Мало ли что кому взбредет. Есть несколько недовольных. Их немного, но они очень «громкие». Книгу еще никто не читал, кроме рецензентов, и никто каких-то аргументов против предоставить не может — только лозунги. Вообще, это книга об истории Сибири. Я пытаюсь ее рассмотреть с точки зрения локальной цивилизации сибирских кыргызов. Нам ведь всегда объясняли, что Сибирь — территория не историческая, что все началось с похода Ермака. А у кыргызов здесь государство существовало с III века до нашей эры — на протяжении 19 веков. И сейчас у многих в Кыргызстане появилась потребность узнать о своей истории подробнее. Поэтому большинство ждет книгу заинтересованно».
История кыргызского князя увидит свет в сентябре. Презентация в Новосибирске намечена на 11 октября.
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»
Я бы советовал этому историк, посетить краеведческий музей города Куйбышев(Новосибирской области), там много материалов по освоению Юга Сибири, причём во времена Орды и ранее. Там как раз и показано, что русские поселения существовали ещё с 12 века, поскольку русские всегда вели земледельческую жизнь, что требовало оседлого образа жизни. А кочевник, он и есть кочевник — из государственной власти у него был только бий и хозяин, а существовании другой власти он и не подозревал.
Здравствуйте Александр у меня вопрос О каких Русских реч идёт термин Россия если помят не изменяет появилась 18-веке до этого было государство Московия благодаря ханам Золотой Орды получили развития государственной власти управление армия всё копированно от них а вы говорите кочевники моль дикари ещё до образования этноса Славянский этноса здесь Азии точнее центральной Азии кипела жизнь и развитый культурный центр находился здесь если вы живёте там это не даёт вам право переписать историю других народов русскому историю юг Сибирь всегда был развитий государство Енисейских Кыргызов было развито земледелие отрастителные сооружений большие каналы водные мельницы всё это достижение записано Китайскими,Арабо-Персидским дипломатами путешественниками много чего записано высокий уровень обработка металлов добычи мускуса использовано для порфимерии 2-3место по мире это не достижение 6 видов зерновых культур больше города окружённой защитой стеной и рывами это история и культура народа которые почти 20веков имевшие государственности это история Кыргызов одним из которых являюсь я
Так вы читайте внимательней статью. Государство Енисейских (Сибирских) Кыргызов существовало там ещё с 3 века до нашей эры. А это как минимум на 15 веков ранее 12 века нашей эры. В те далёкие времена и следа славян там ещё не было. К тому же, как показывают современные исследования, кочевники зачастую часто переходили на полукочевой образ жизни, если на то позволяли местные условия. Да и города у кочевников также имелись. Может лишь не в таком обилии как у земледельческих народов.
Какое отношение имеют современные киргизы к (кыргызам) древним? Вообще кыргызам называли общность народов разных национальностей и племен,( кыпчаки, телеуты, татары и т.д.). Киргизов так назвал товарищ Ленин, мелкую группу не пойми кого чтобы образовать республику!!