Результат особой охраны природных территорий пока лишь в том, что она тормозит развитие социальной инфраструктуры.
В Новосибирске появится еще один детский сад. «Зеленый свет» этому 10 ноября наконец-то дала муниципальная комиссия по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков Новосибирска — на заседании на этот вопрос ушло буквально 40 секунд. Вот только жителей территории, которые больше года прождали вестей о решении властей по этому социальному объекту, надо предупредить: наверняка это не последний случай, когда им придется нервничать.
Особенность нынешней истории в том, что строительство необходимых для жизни объектов будет вестись на территории, которая скоро может стать особо охраняемой природной территорией. Да, именно так: власть продолжает расхлебывать последствия спешных решений по «закону об ООПТ» и генплану. Принятые в 2021 году изменения в региональный Закон «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области» уже частично отменены, одна за другой изменяются и строки в плане стратегического развития города, а неразбериха, начавшаяся из-за них, приводит к новым абсурдным последствиям.
На нынешнем заседании постоянно действующего коллегиального органа, который создан для повышения эффективности использования земельных ресурсов города, вопрос комментировал сам Алексей Кондратьев — вице-мэр и одновременно начальник департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска. Он напомнил участникам комиссии, что им предстоит принять решение по участку, который попадает в границы создаваемой ООПТ «Заельцовский бор» и отнесен к новой зоне Р-5.
История появления этой зоны в новосибирском градопланировании загадочна: пока что к ней отнесли всего пять участков — четыре из них принадлежат компании «Союз», близкой к девелоперу эко-квартала «Флора&Фауна», и еще один находится у «Союза» в аренде. Летом 2022 года Совет депутатов Новосибирска на внеочередной срочно созванной сессии принял такие корректировки генплана только по этим пяти участкам — их отнесли к рекреации. Создается ощущение, что новую зону генплана создавали, чтобы определить круг возможностей только для одного застройщика.
Напомним: в конце 2020 года девелопер потерял возможность развития своих участков из-за изменений генплана, внесенных вследствие намерений властей создать там ООПТ и соответствующего нового закона. Компания доказала в суде, что отнесение к рекреационной зоне четырех ее собственных участков и одного, взятого в аренду, было незаконным. Когда ранее девелопер оформлял участки, они предназначались для жилой застройки, проект планировки предусматривал строительство среднеэтажного жилья, детсада и школы на 330 мест, а часть земли на тот момент уже была застроена многоквартирными домами. Муниципалитет, не сумев оспорить это решение в апелляции и кассации, сначала воплотил в жизнь решение суда, но очень быстро вновь вернул указанные участки в рекреацию — новую зону Р-5.
Теперь застройщик хочет начать строить хотя бы детский сад, который давно обещан жителям, но почти четыре месяца не мог добиться изменений даже в договор аренды. Хотя, казалось бы, в интересах мэрии — как минимум не препятствовать: вопрос о строительстве социальных объектов для большого жилого квартала и близлежащей территории, если судить по очевидной нехватке такой инфраструктуры в Новосибирске, стоять вообще не должен. Особенно если учесть, что на указанной территории уже давно живут люди, очень нуждающиеся в образовательных учреждениях.
С зоной Р-5 тоже, похоже, торопились. Спешное введение в региональное законодательство понятия «лесной парк», напомним, власти объясняли тем, что это поможет спасти от жилой застройки главное городское зеленое богатство — Заельцовский бор. Прошедшие два года показывают, что вместо того чтобы сфокусироваться на защите залесенных территорий, власти тратят силы и время на неоднократное перезонирование территорий, которые освоены человеком уже несколько десятилетий. А тем временем настоящий лес до сих пор в неопределенном статусе — не определены границы ООПТ, хотя это планировалось сделать еще в марте 2022 года. Создается впечатление, что власть уже забыла, зачем все затевалось, забыла про огромные зеленые территории, на которых до сих пор происходят незаконные вырубки.
Так что пока результат защиты леса — это сотни (а может, и тысячи) горожан и их детей без социальной инфраструктуры. А те, кто собирается сбалансировано развивать территорию, сталкиваются с неожиданными трудностями на ровном месте.
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»:
Опять генплан: Еще одна часть новосибирского Заельцовского бора больше не лес