Ольга Симагина: Мы — президентская академия

0
2349

ОБРАЗОВАНИЕ-2030 — ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ: Сибирский институт управления начинает выдавать своим выпускникам дипломы с европейскими приложениями

ДЛЯ того чтобы быть управленцем, нужен определенный талант. Но талант без знаний — это неограненный алмаз. Управленец, как и любой специалист, должен быть грамотным, тогда ему не придется учиться на собственных ошибках. Эту грамоту преподает Сибирский институт управления — крупнейший за Уралом филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). О преимуществах вуза «Новой Сибири» рассказала заместитель директора института по научной работе Ольга Симагина.

— Ольга Владимировна, сегодня у вашей академии 60 филиалов по всей стране. На каком месте в этом списке Сибирский институт управления?

— Филиальная сеть РАНХиГС делится на два неравнозначных блока. Есть институты — бывшие региональные академии государственной службы, а есть их бывшие филиалы, с относительно небольшой численностью обучающихся. Три крупнейших филиала — института: Северо-Западный в Санкт-Петербурге, Южно-Российский в Ростове-на-Дону и наш. Если считать головную академию в Москве, то мы стабильно держимся на третьем-четвертом месте, выходя по некоторым показателям на первое: например, по численности обучающихся, численности профессорско-преподавательского состава, материально-технической базе, и в этом году у нас самый большой набор в сети филиалов. Вообще же в Москве очень внимательно следят за эффективностью филиалов.

— В ваш институт всегда было сложно поступить. Если набор увеличился — поступать стало проще?

— Нет. По проходному баллу мы уступаем в Новосибирске только НГУ. И это очень приятно, что при таком наборе мы не теряем качество абитуриентов.

— Государственная служба настолько популярна?

— Да, хотя в последние несколько лет набор на государственное и муниципальное управление несколько сокращается. Но увеличился набор на юриспруденцию. Это объясняется тем, что многие новосибирские вузы, готовившие юристов, не смогли получить аккредитацию к началу этого учебного года. Мы же прошли без проблем все аккредитационные процедуры по всем направлениям и уровням подготовки. Кроме того, у нас аспирантура по юриспруденции — единственная в городе. И по этому направлению предусмотрены бюджетные места.

— Несколько лет назад много говорилось о том, что в нашей стране вузы готовят избыточное количество юристов. Похоже, сейчас от этого избытка избавляются и начинают концентрировать обучение в профильных вузах.

— Не могу сказать, что право — это наша основная специализация. Но по разным причинам многие делают выбор именно в нашу пользу. Возможно, родители думают, что если ребенок получит профессию юриста, его судьба будет более легкой.

— Но очевидно, что это все-таки не единственный аргумент в пользу вашего института…

— Конечно, очень важно то обстоятельство, что мы выдаем диплом одного из лучших вузов нашей страны, а со следующего года начинаем выдавать диплом с европейским приложением. Не надо будет специально переводить диплом и заверять перевод у нотариуса для поступления в зарубежные вузы и трудоустройства в зарубежные компании.

— Надо полагать, такие документы облегчают выпускникам задачу трудоустройства?

— В последние годы мы стали замечать такую тенденцию: многие наши выпускники не стремятся во что бы то ни стало устроиться на работу в первые два месяца после окончания института. Раньше перед выпуском у всех была паника — на старших курсах все искали работу на постоянной основе, чтобы остаться на ней и после получения диплома. Сегодня же выпускники настолько уверены в себе, что надеются трудоустроиться даже в течение года, главное — найти работу по душе. Для них это вообще не проблема — уйти в свободный поиск. Некоторые не знают, чем будут заниматься, и дают себе время, чтобы понять и принять решение.

— Но рано или поздно на работу выходить все же надо. Какая стартовая зарплата у ваших выпускников?

— Средняя зарплата выпускников РАНХиГС  при трудоустройстве — одна из самых высоких в стране. Все неплохо трудоустраиваются, потому что у наших выпускников нет каких-то шор, и они могут легко перестроиться. Многие мои выпускники по направлению «государственное и муниципальное управление» сейчас работают в органах власти. Когда я захожу в областную администрацию, то часто их встречаю.

— Но РАНХиГС — это не только государственная служба. Недаром же в названии присутствует и «народное хозяйство». Куда уходят выпускники, выбравшие негосударственный сектор?

— В первую очередь в банки. Многие там начинали. Сбер, ВТБ — это уже классика. В меньшей степени — крупные компании. Юристов забирают небольшие частные компании. Есть еще один тренд, который проявился в последнее время. Некоторые дети учатся у нас, чтобы в дальнейшем помогать своей семье. Если у родителей бизнес, то им бывает нужен свой человек, который мог бы за этим бизнесом грамотно присмотреть.

— И все же государственная служба — ваш главный профиль… 

— Мы — президентская академия. Если посмотреть на всех недавно назначенных губернаторов, то все они — выпускники президентской программы нашей академии. Мы напрямую связаны с подготовкой резерва управленческих кадров. Для этого создана отдельная структура — Высшая школа государственного управления. На базе филиалов — институтов организована подготовка региональных команд. Это большая федеральная программа для региональных органов управления.

— Что-то вроде повышения квалификации?

— Да, но очень высокого уровня. На три-четыре дня приезжают тренеры федерального уровня, которые проводят занятия. Региональные команды защищают свои проекты, которые потом будут реализованы в их субъектах Федерации. Сверхзадача таких занятий — сформировать команду под проект, научить ее участников взаимодействовать друг с другом.

— Бакалавриат, магистратура, аспирантура, подготовка региональных команд… Очевидно, что такая образовательная деятельность должна базироваться на серьезной научной работе, которую проводит вуз.

— Здесь есть показатели эффективности — такие, как объем научно-исследовательских работ на одного научно-педагогического работника. Очень важно, сколько денег вуз зарабатывает наукой. Мы стараемся окупать себя сами и очень прилично выглядим с этой точки зрения на фоне других вузов социально-гуманитарного профиля.

— Какую научную тематику можно считать профильной для вашего института?

— У нас четыре главных направления, в которых наработан существенный опыт выполнения научно-исследовательских работ. Во-первых, это конкурентная политика и регулирование рынков — здесь у нас очень много выигранных государственных контрактов. Во-вторых, государственная национальная политика, противодействие экстремизму и терроризму, взаимодействие с религиозными организациями. Это направление поддерживается не только выполненными исследованиями, но и носит прикладной характер: уже три года подряд мы проводим научно-практическую конференцию «Государство, общество, церковь», инициаторами которой являются Министерство региональной политики Новосибирской области и Новосибирская Митрополия Русской православной церкви. Другие направления научной работы — разработка региональных и муниципальных прогнозов и стратегий социально-экономического развития и совершенствование нормативного регулирования в различных сферах и отраслях.

— Давай подведем общий итог. Если сформулировать в нескольких предложениях основные тезисы: почему нужно поступать в Сибирский институт управления?

— Государство — неотъемлемая часть нашей жизни, и всегда будет работа в государственном секторе. Но даже если человек собирается работать в частном бизнесе или некоммерческих организациях, его огромным преимуществом будет понимание того, как работает публичная власть. Наши выпускники — это своего рода «переводчики», которые всегда будут востребованы.

Алексей МАКСИМОВ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.