Трагическая гибель известного журналиста заставляет вспомнить давно забытую в Новосибирске фамилию.
Новосибирск простился с Антоном Лучанским 2 апреля. Талантливый 45-летний журналист, автор документальных фильмов, увлеченный исследователь, принципиальный общественный активист, порядочный, добрый парень… От его друзей в этот день, пожалуй, чаще всего можно было слышать слова: «В это невозможно поверить».
Поверить трудно даже не в то, что с такими людьми иногда приходится прощаться в таком возрасте, но и в саму возможность этого нелепого смертельного ДТП.
Оно случилось не поздней ночью: как потом уточнят в сводках — в 21.40. Не в бешеном потоке машин на бойкой трассе — на улице Богдана Хмельницкого, которую Антон Лучанский так любил. В тихом, постоянно забитом транспортом и пешеходами месте, рядом с земельным участком, где недавно стоял клуб «Отдых», за который Антон заступался вместе с активистами движения «Защитим Богданку».
«Водитель автомобиля Mercedes-Benz E 200, следовавший со стороны улицы Танковой в сторону улицы Трикотажной, совершил наезд на пешехода, который вышел из трамвая, стоящего на остановке. В результате дорожно-транспортного происшествия пешеход получил несовместимые с жизнью травмы и скончался в автомобиле «скорой помощи», — описывает обстоятельства происшествия пресс-служба регионального управления МВД. На следующий день ведомство добавит: возбуждено уголовное дело в отношении 27-летнего новосибирца, который был за рулем. Ему инкриминируют нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, ч. 3 ст. 264 УК РФ. Дело — в отделе по расследованию ДТП Управления МВД России по Новосибирску. Максимальное наказание виновнику аварии — пять лет лишения свободы.
Большего органы обычно и не сообщают. Ответ на вопрос, с какой скоростью мог ехать виновник наезда по тихой Богданке, чтобы нанести удар такой силы, что травмы оказались несовместимы с жизнью, — пока останется без ответа. Не может пока быть никаких вопросов, выходящих за рамки следствия, и к водителю: он не будет считаться виновным в происшествии вплоть до приговора суда.
Как стало известно журналистам, за рулем был Никита Лазьков. Из ЕГРЮЛ следует, что он — индивидуальный предприниматель, зарегистрировавшийся менее года назад и в качестве основного вида деятельности указавший транспортную обработку грузов. Известно также, что тезка его отца, Сергей Лазьков, тоже занимается бизнесом, правда, судя по ЕГРЮЛ, от оперативного управления дистанцируется. Является владельцем созданного в 2014 году ООО «Атлант-Н», которое занимается производством электроприборов и многих других товаров. До 2007 года работал председателем региональной общественной организации телохранителей «НАСТ-Новосибирск». В 2007-м она была ликвидирована.
Зато примерно в это же время имя Сергея Анатольевича Лазькова попало на страницы новосибирской прессы. В материалы под заголовками типа «Раскрыто дело новосибирских сутенеров, отправивших на заработки в Испанию сотни сибирячек».
Следователи ГУ МВД РФ по Сибирскому федеральному округу выяснили, что он с братом Александром и двумя подельницами занимались этим три года. Со ссылкой на материалы дела «КоммерсантЪ» сообщал: все вскрылось, когда в 2006 году жандармерия Мадрида в ходе спецоперации ликвидировала бордель, которым руководила уроженка столицы Сибири. Работница учреждения пожаловались правоохранителям, что заниматься сомнительным бизнесом их заставляли силой.
Новосибирские милиционеры нашли 10 бывших сотрудниц борделя и других заведений, сбежавших на родину, установили формат работы сутенеров. Они давали в газетах объявления о наборе массажисток, официанток, танцовщиц и фотомоделей. В дальнейшем их передавали «сотрудникам службы безопасности одного из водочных заводов братьям Лазьковым». Те помогали с визой, деньгами и по недорогой путевке отправляли в Европу, где соискательницы как бы случайно «отставали от группы» и добирались до Мадрида.
В мае 2007 Сергея Лазькова арестовали. 12 ноября 2009 года Центральный районный суд Новосибирска вынес ему приговор. Документ на сайте суда не опубликован.
Эта история наверняка еще не раз всплывет в новосибирской прессе. Друзья Антона — в основном журналисты, они будут внимательно следить за ходом расследования трагического ДТП, разбираться с его обстоятельствами, собирать сопутствующую информацию. Это одна из привилегий нашей профессии: узнавать все, что может иметь значение, и предавать это огласке.
Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»