Мобильные автоклубы дают Новосибирской области шанс возродить культуру народных гастролей и выездных ивентов.
С НЕДАВНИХ пор в России словом «автоклуб» стали называть не только сообщество людей, увлеченных автомобилями, но и передвижной технический комплекс для проведения массовых мероприятий. Это специализированное оборудование, установленное на базу грузового автомобиля, — такой «праздник на колесах». Для преодоления расстояний по дорогам за основу берут «Газель» или «ГАЗон Next», для бездорожья используют технику посильнее — типа «КамАЗа».
Среди основных технических характеристик комплекса — скорость приведения его в рабочее положение (от 15 до 30 минут), мощность освещения сцены, ее размер (на базе «ГАЗона» она получается 15 кв. м), уровень аудио-видео аппаратуры. Как все это смонтировано внутри кузова-трансформера? Надо, чтобы надежно, ведь комплекс будет трясти на дорогах. Важные параметры — как монтируется сцена после трансформации, есть ли навес и какого размера получается внутренний отсек для звукооператора.
В Новосибирской области таких автоклубов уже 13: шесть регион получил в 2019 году, семь — в нынешнем. Предполагается довести до 20. Но министр культуры Наталья Ярославцева говорит, что не помешало бы обеспечить каждый район, то есть все 30.
Создание системы автоклубов — часть федеральной программы «Культурная среда» нацпроекта «Культура». В соответствии с ним в области появятся 20 таких мобильных ДК. Говоря о дополнительных десяти комплектах, министр уточнила: «20 автоклубов нам мало. Мы обратились к губернатору Новосибирской области, что если вдруг по федеральной программе мы больше не получим, потому что не все регионы имеют такое количество автоклубов, то, может быть, мы ее дополним региональной программой, чтобы каждый район имел такой передвижной мобильный центр культуры».
Наталья Ярославцева рассказывала журналистам, почему роль мобильных клубов в нацпроекте «Культура» так высока. Во-первых, это существенно повышает доступность культурных событий. В селе на 50 домов стационарный ДК строить нецелесообразно. А если нет сцены — какой же артист туда поедет? Если нет большого киноэкрана, без кино люди не останутся, но на премьеру значимого фильма вместе с соседями не соберешься. Но вот что еще важнее: в село без ДК из райцентра не приедут старшеклассники с собственной драматической постановкой или народный коллектив ветеранов с песнями своей молодости. А если им некуда будет приезжать, то они и не появятся.
В основных задачах нац- проекта «Культура» — вовлечение в творчество новых сил. А оно возможно только тогда, когда есть площадки, на которых можно реализоваться.
Наталья Ярославцева напоминает: нацпроект «Культура» состоит из трех программ: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». Вторая и третья программы никому не нужны без первой.
Министр приводит в пример ситуацию в Новосибирском кукольном театре: «Там сейчас, можно сказать, две труппы. Восемь лет назад мы начали в театральном институте подготовку актеров кукольного театра — и теперь в коллективе актеры могут работать и стационарно, и в гастролях. Автоклуб приезжает, открывает бортики, ставит ширму — и все дети могут посетить кукольный театр в любой отдаленной деревне, в любом селе. Так что можно сказать, что в 2020 году мы получили семь новых кукольных театров».
Иллюстрация Натальи Васильевны, понятное дело, пример условный — конкретно для кукол формат автоклуба, как выясняется, не совсем подходит. Как рассказал «Новой Сибири» директор Новосибирского театра кукол Юрий Горлатых, его специалисты за развитием системы «мобильных ДК» наблюдают пристально. У труппы есть серьезный опыт мобильных представлений — это самый гастролирующий по территории региона театр из всех новосибирских. «Приезжаем в район, разворачиваемся, даем представления практически в любом зале, — рассказывает руководитель театра. — Мобильность таких представлений высока, но это все же стационарный театр, выехавший на гастроли. Мобильность — это о нашем проекте «Кибитка». Его идея возникла, когда мы посмотрели, как к нам приезжают жители из новых микрорайонов Новосибирска. Это всегда проблема: оттуда выехать — пробки, у нас припарковаться сложно. И мы решили выехать к ним».
Свою «Кибитку» Новосибирский театр кукол придумывал, ориентируясь на нац- проект «Культура». Но выяснилось, что оснащение автоклубов для кукольного театра не годится. «Вот если нам дать базу, чтобы мы оборудовали ее как нам надо, — вот тогда можно было бы выступать и в новых микрорайонах, и по районам области».
Юрий Горлатых надеется, что в будущей региональной программе, продолжающей линию нацпроекта, найдутся строки и для «Кибитки». Было бы логично: федеральная программа — это не просто средства на то, чтобы что-то сделать в регионе, а толчок для дальнейшего развития.
Автоклубы тем временем тоже накапливают свой опыт — программа уже в 2020 году охватывала более 20 регионов России. Сцены-трансформеры используются для проведения шоу и праздников, корпоративных мероприятий и сопровождения спортивных событий. При их помощи на полевых станах и стройплощадках показывают фильмы, видеообращения.
К новому ресурсу в районах области пока только привыкают, но он уже стал стимулом к возрождению коллективов художественной самодеятельности и народных театров. В районах остались таланты, но работа с ними с начала двухтысячных если и велась, то исключительно «вопреки», а не «благодаря». Теперь они снова станут востребованы в новом гастрольном формате.
Хотя — насколько «новом»? В 80-х годах XX столетия автобусы с агитбригадами и мобильные кинобудки в сельских районах были важной составляющей культурно-массовой работы. Партийным и комсомольским организациям нужен был контент — его создавали народные коллективы. Районный киномеханик с кинопроектором и артисты в народных костюмах за лето добирались буквально до каждого жителя района, включая села, до которых не существовало дорог. Теперь эту работу ставят на новые колеса и подключают к спутнику.
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»