Крупнейшее аграрное предприятие региона из-за гибели нескольких окуней втянули в скандал с федеральным резонансом
МАССОВЫЙ замор рыбы, происшедший, если верить новостям, в реке Каргат в начале сентября, вот уже вторую неделю беспокоит не только жителей Каргатского района, но и региональных и федеральных чиновников.
Первыми забеспокоились жителей села Актуль. Они сообщили на сайт Росрыболовства о том, что в реке мрет рыба. Их новость молниеносно разлетелась по просторам интернета. Причину неприятностей выявили сразу: ею стал навоз от ООО «Крестьянское фермерское хозяйство «Русское поле». Это один из крупнейших в России и крупнейший за Уралом животноводческий комплекс, чудом оказавшийся в Каргатском районе.
Пользователи соцсетей развернули жаркое обсуждение. «Они гадят природе намеренно, удобряют поля навозом, хотя прекрасно знают, что все это может попасть в воду. Рыба говноед, что ли?» — возмущались одни. «Закрыть это предприятие, чтобы другим капиталистам неповадно было», — отвечали другие. А пока дискуссия развивалась, на указанное сельчанами место прибыли специалисты Верхнеобского теруправления Росрыболовства. Они увидели: слегка подзаторможенная рыба плавает на поверхности воды, будто она пьяная или ее тошнит, а на берегу лежат несколько мертвых окуньков.
«Никакого массового мора рыбы нам обнаружить не удалось, — прокомментировал «Новой Сибири» ситуацию замначальника Новосибирского отдела контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Каргатского района Александр Леонов. — Только пять погибших окуньков. Но это ведь не массовый замор, да?»
Расследование показало: здесь несколько дней подряд шли проливные дожди, в результате органические удобрения со склона поля смыло в водоем. «Рыба отравилась, из-за этого у нее был такой пьяный вид, но она выжила, — говорит Александр Леонов. — А вот имидж предприятия, которое является гордостью района, пострадал из-за этого пустяка».
У КФХ «Русское поле», кстати, пострадал не только имидж, но и директор Вениамин Борщов — ему выписали административный штраф в 10 тысяч рублей за нарушение природоохранного законодательства.
Впрочем, «Русскому полю» к потерям не привыкать. Об этом в аграрном сообществе любят рассказывать такую историю.
Основатель КФХ «Русское поле» Александр Каназаков — одна из легенд российского АПК. Совершенно непубличный бизнесмен, владелец разнопрофильных активов, точное количество которых не знает никто, однажды приехал в село Маршанка после долгого перерыва (он здесь в детстве бывал у бабушки). И что-то у него перемкнуло — решил он построить здесь новую жизнь. Начал с громадной церкви в Каргате, а потом увлекся аграрным производством. Сегодня в основных направлениях деятельности уже нескольких предприятий Новосибирской области — животноводство, растениеводство, переработка молока.
По разным оценкам, он вложил в регион от 9 до 12 млрд рублей личных денег. Причем все всерьез — выдающиеся технологии, менеджмент, все дела. Кроме этого, бизнесмен оказался еще и завзятым меценатом — он вкладывает громадные средства в саму Маршанку. Сейчас, например, строит там развлекательный центр с боулингом. В Маршанке. Это не опечатка.
Так вот, рассказывают, что областному аграрному генералитету этот нахал не понравился сразу. А когда он подал документы на субсидирование своего инвестпроекта, — просто разразился скандал. По областному закону инвестиции в новую технику аграриям субсидируются в размере 30 процентов от стоимости. Каназакову по такой схеме полагалось порядка 800 миллионов. Таких денег просто не было в бюджете.
А в январе 2018 года в Барселоне на Международном форуме поставщиков молока КФХ «Русское поле» было признано одним из трех лучших поставщиков молока в России и одним из четверки лучших в мире. В 2019 году предприятие планирует заняться производством и продажей племенных животных и построить три новых завода — по переработке молока, комбикормовой и по промышленному убою.
Может быть, кому-то показалось логичным, что успешный аграрий решил потренироваться на рыбках.
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»