Может ли пенсионная реформа иметь одинаковые параметры для жителей Северного Кавказа и Южной Чукотки?
ПОВЫШЕНИЕ пенсионного возраста пока только анонсировали, а про него написали уже столько, что некоторым и до пенсии не прочитать. Но добавить несколько тысяч знаков в это все же придется.
Неблагоприятные 65 лет (для мужчин)
В январе этого года родные, близкие и коллеги вспоминали Вячеслава Хаснулина — советского и российского врача, доктора медицинских наук, профессора, действительного члена Академии полярной медицины и экстремальной экологии человека. Лауреат премии Российской академии медицинских наук и Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Он ушел из жизни в 2016-м, года не дотянув до 70.
Вячеслава Ивановича в народе помнят по его прогнозам благоприятных и неблагоприятных дней, публикации которых в 90-х были едва ли не так же популярны, как сеансы Кашпировского. Спустя много лет он стал известен в менее широких кругах как исследователь влияния сезонного перевода времени на здоровье человека, считая его «бесчеловечным экспериментом». И уж совсем мало кто знал про него как про климатолога, изучавшего проблемы выживания жителей Крайнего Севера.
Хаснулин говорил о том, что некоренные сибиряки и северяне живут меньше коренных, и предлагал создать новое направление в медицине — северную медицину. «Мы пока неправильно себе представляем подходы к сохранению здоровья человека на Севере», — например, утверждал он.
Вот одна цитата, которая сегодня вдруг актуализировалась: «К северянам хронические болезни приходят лет на 10 раньше, чем в любых других регионах, эти болезни быстро прогрессируют, имеют массу осложнений. Одновременно человек быстрее здесь стареет, понятно, что и живет короче. Исследования, которые проводились на протяжении 40 лет учеными в разных регионах, в том числе в Сургуте, показали, что существует своеобразный комплекс нарушений здоровья у человека, который академик Влаиль Казначеев назвал синдромом полярного напряжения, мы называем его хронический экологически обусловленный северный стресс».
Прав был Вячеслав Иванович или нет насчет того, что в тяжелых климатических условиях здоровье человека подрывается быстрее, но факт есть факт: продолжительность жизни, например, в Новосибирской области на пару лет ниже среднероссийской. Так у нас еще по сравнению с некоторыми климат, как на курорте.
Сибиряки оплатят пенсии москвичей и кавказцев?
Один из главных аргументов сторонников повышения пенсионного возраста — увеличение средней продолжительности жизни. В 2017 году в России она составила около 72 лет. При этом мужчины, естественно, живут меньше — около 66 лет, а женщины — около 77. У жителей Новосибирской области в прошлом году жизнь в среднем была на два года короче общероссийской. Да что там в прошлом году — всегда так было.
Так что неудивительно, что справа от Урала продление рабочего срока воспринимается хуже, чем слева. Всем обидно, но нам, сибирякам, на два года обиднее, чем в среднем по стране. Относительно москвичей так даже на три, а кавказцев — на шесть.
Не забил ли Медведев мяч в свои ворота?
То, что о предстоящем повышении пенсионного возраста было объявлено в день начала чемпионата мира по футболу, можно считать гениальным тактическим ходом. В соцсетях кто-то остроумно сравнил его с ограблением пьяного — у него кошелек вытаскивают, а он радуется, что его обнимают. Некоторые уже посчитали, что в этом «кошельке» у каждого допенсионного россиянина не меньше миллиона рублей. Мы пересчитали — получилось меньше, но все равно деньги солидные, не меньше полумиллиона. В общем, ерунда, конечно, если в масштабах инвестиций в спортивную инфраструктуру.
На заседании правительства, которое состоялось 14 июня, Дмитрий Медведев произнес примечательную фразу: «Если граждане хотят работать, они должны работать». Это хорошо может проканать для высокопоставленных госслужащих (Аману Тулееву, например, подошло бы, ему 75-й), но не рабочему — пусть даже и высокой квалификации, тем более если он, скажем, в Магаданской области золото добывает.
Так что припомнят эти люди еще премьеру эту фразочку… Тем более что чемпионат мира — это на месяц, а пенсионная реформа — навсегда.
Митинг «Пчелы против меда»
В городах, где проводится чемпионат мира, любые митинги сейчас запрещены. Новосибирск не входит в их число. Поэтому у нас митинг все же состоялся. Собрал он около трехсот человек — совсем не солидно.
Возможно, причина в том, что проводили его Партия пенсионеров и комитет «Пенсионеры за достойную жизнь». Совершенно очевидно, что на митинг пришли те пенсионеры, которые как раз и получат максимум от реформы (если, конечно, в правительстве не врут, что по мере продления рабочего срока будут увеличивать выплаты действующим пенсионерам). А пришли — потому что вообще любят тусоваться на таких мероприятиях. Куда им еще ходить-то, в пенсионном возрасте?
Но были на митинге и персонажи помоложе — вроде местного лидера РКРП Сергея Крупенько. Он как раз находится в пограничной зоне — ему 55. Беседуя с корреспондентом «Новой Сибири», он высказал такую мысль: «Сегодняшнее мероприятие — это первый шаг, следующие будут более массовыми».
Что скажет Путин?
Но у нас в стране самые важные вопросы решает один человек. Сейчас Владимиру Путину многие припоминают, как он давным-давно, в 2005 году, говорил, что пенсионный возраст не будет увеличен, пока он президент. Вероятно, тогда Владимир Владимирович еще и не надеялся, что он будет президентом и через 13 лет после этого заявления.
Понятно, что сейчас в администрации президента внимательно следят за реальной реакцией народа на объявленную реформу. Уже сейчас понятно, что даже несмотря на запрет митингов в городах, где проходит чемпионат мира, люди готовятся к протестным акциям. По данным опроса, который провел Левада-центр, сейчас только 51 процент россиян хотел бы видеть Путина президентом. Конечно, можно сказать, что Левада-центр сам по себе настроен не очень лояльно по отношению к власти, но даже он перед выборами не опускал рейтинг Владимира Владимировича ниже 70 процентов.
Что произойдет дальше — самый высокорейтинговый политик решительно разменяет проценты на реформу? (Если учесть, что без изменения Конституции следующие президентские выборы у него лишь в 2030 году, то почему бы и нет.) Или дать откат, слегка подрастянув темп роста пенсионного возраста? Если так, то это наверняка будет встречено с большой благодарностью.
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»