В Новосибирске легализуют часовню в честь Луки Крымского, более десяти лет существовавшую как самовольная постройка.
Президент России Владимир Путин 19 июня подписал указ об учреждении ордена Пирогова и медали Луки Крымского. А буквально накануне, 17-го, в Новосибирске закончился судебный процесс, итогом которого стала легализация небольшая часовни в честь архиепископа Луки – православного святого и одновременно российского и советского хирурга и ученого Валентина Войно-Ясенецкого.
Валентин Феликсович – фигура культовая во всех смыслах. Автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, доктор медицинских наук, профессор был и лауреатом Сталинской премии первой степени, и жертвой репрессий, пережившим три ссылки. К лику святых священноисповедников Русской Православной Церкви его причислили в 1995-м, как участника контрреволюционной деятельности его реабилитировали в 2000-м.
Луку Крымского православные считают помощником в болезнях. Поэтому при больницах ему много посвящений. В Новосибирске часовня в его честь уже есть во 2-й гинекологической больнице – там хранится и икона с частицею его мощей. Но это все внутри здания.
А вот возле клиники Мешалкина в его есть стоит православная часовня общей площадью 5,4 кв. м. Она появилась в 2008 году. Сегодня в Национальном медицинском исследовательском центре говорят, что построили ее по просьбе вдовы Евгения Николаевича. Несколько лет назад профессор Владимир Ломиворотов рассказывал журналистам, что это была инициатива тогдашнего директора клиники Александра Караськова и прихода, действующего при центре. «Министерство здравоохранения возводить культовые строения запрещало, поэтому часовня значится как памятник героям-хирургам в честь Луки, архиепископа Крымского, который сам был хирургом», — цитировала Владимира Ломиворотова «КП-Новосибирск».
Но, несмотря на большую востребованность среди пациентов, с 2008 года, с первого дня существования, культовое сооружение фактически являлось самовольной постройкой. На процессе, закончившемся накануне указа президента о медали Луки Крымского, управление Госимущества в Новосибирской области, мэрия Новосибирска и федеральная клиника решали, как его легализовать.
В суде установили: действительно, ни разрешения на строительство, ни акта на ввод в эксплуатацию у объекта нет. Госконтракт на работы по его возведению выиграло в 2006 году ЗАО «Беркут», принадлежавшее бизнесменам из Академгородка (сегодня оно уже ликвидировано). С 2008 года он «эксплуатируется третьим лицом» и «учтен на забалансовом счете» национального центра. В марте 2019-го ему сладили технический паспорт, но на кадастровый учет не поставили: нельзя. Управление архитектурно-строительной инспекции мэрии обосновывает это тем, что «выдача запрашиваемых разрешений на самовольно построенные объекты не предусмотрена действующим законодательством РФ».
У самовольной постройки есть только два пути: снос или легализация. Признать самострой легальным суд может – в этом случае ее собственником станет тот, чья земля – в нашем случае это Российская Федерация.
Суд учел, что объект не создает угрозы жизни и здоровью граждан и не нарушает градостроительные и строительные нормы. Принял во внимание и позицию центра, в соответствии с которой «спорный объект недвижимости выполняет социально важную и общественно полезную функцию, связанную с основным направлением деятельности ФГБУ «НМИЦ имени академика Е.Н. Мешалкина» по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи пациентам с тяжелыми формами заболеваний в области кардиологии и онкологии».
Решением суда право собственности на часовню перешло к Российской Федерации. Теперь, после соответствующего оформления, она должно быть передана религиозной организации – в собственность или безвозмездное пользование.
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»:
Сергей Юдин: друг народа, враг народа и лучший хирург всех времен и народов