Смена руководства областного суда произойдет в конце октября по окончании срока полномочий нынешнего председателя
ИНФОРМАЦИЮ о том, что председатель Новосибирского областного суда отозвала свое заявление на продление полномочий, на этой неделе обсуждали многие. Официальные подтверждения довольно скупы. А вот цепочка предшествующих событий весьма интересно, поучительно и красочно объясняют причины того, почему Римма Шатовкина решила свою карьеру не продлевать.
Хлопоты вокруг этой должности идут буквально с начала года. В феврале «Российская газета» опубликовала информацию об открытой вакансии председателя суда, некоторое время спустя стало известно, что с заявлениями о рекомендации на это место в Высшую квалификационную коллегию судей обратились двое: сама Римма Шатовкина и ее заместитель Юрий Дронь.
И далее, вплоть до заседания ВККС, которое выдает рекомендации претендентам, все шло тихо и для публики незаметно. В начале мая, правда, президент подписал указ, которым сменил своего представителя в региональной судейской коллегии, — вместо зама сибирского полпреда Любови Бурда на этот пост был назначен совсем новый для региона человек — Юрий Семенов. Но на это тоже никто не обратил внимания.
На самом заседании ВККС все шло своим чередом. Если судить по официальному сообщению органа, члены коллегии детально, буквально по косточкам разобрали характеристики претендентов.
Юрий Иванович судьей работает более 28 лет, имеет первый квалификационный класс. В суде курирует отправление правосудия по гражданским делам, сам рассматривал гражданские и уголовные дела в кассационном порядке. Коллеги отмечают его «организаторские и аналитические способности, опыт руководящей работы», а также авторитет и уважение в коллективе.
РИММА Викторовна имеет судейского стажа 27 лет и второй квалификационный класс. С 2012-го работает председателем — этой осенью как раз заканчивается шестилетний срок ее полномочий. В качестве судьи специализируется на уголовных делах. Как руководитель строга со случаями волокиты, вводит в эксплуатацию здания для размещения судов.
В обсуждении Юрию Дроню припомнили, что в 17-м он превысил скорость четыре раза (в вилке от 20 до 40 км/ч), а его сын — девять (в том числе даже до 80 км/ч). Также Юрию Ивановичу пришлось пояснить, почему в его сведениях об имуществе есть некоторые разночтения.
У Риммы Викторовны и ее родственников тоже были уплаченные штрафы за нарушения ПДД. И небольшие ошибки в сведениях о доходах от преподавательской деятельности (она ошиблась в большую сторону). Но коллегия все же решила рекомендовать кандидатом на новый председательский срок именно ее.
Правда, издание «Право.ру» — довольно осведомленный и компетентный источник о жизни судейского сообщества — к этому буколическому официозу добавило много острого. Состоявшееся обсуждение кандидатов оно охарактеризовало как нешуточное соперничество действующего председателя и ее зама. По данным издания, членов коллегии заинтересовала некая докладная записка, подписанная именами Юрия Дроня и Светланы Кармановой — судьи Новосибирского областного суда. В этом документе, свидетельствует «Право.ру», «содержались обвинения в коррупции в адрес действующего председателя Риммы Шатовкиной, а также зампредов Татьяны Рытиковой и Елены Пилипенко». Шла речь «о необоснованном завышении премий судьям и дальнейшем использовании этих сумм в личных целях, а также содействие в трудоустройстве родственников».
По данным автора издания, тут же, на заседании, выяснилось, что Карманова свою причастность к докладной отрицает. Открестился от записки и Юрий Дронь. Хотя и признал, что у него были разногласия с председателем, но касались они исключительно рабочих вопросов — например, кадровой политики суда.
Шатовкиной, пишет «Право.ру», пришлось комментировать, что у нее есть родственники, работающие в судебной системе (ее дочь — судья Арбитражного суда Новосибирской области, а брат — мировой судья в Пятигорске), но она отрицала все обвинения: «Всегда следовала Кодексу судейской этики и не допускала никаких нарушений». Появившуюся в период конкурса информацию она назвала клеветнической.
А осенью — будто специально ждали окончания избирательной кампании — в новосибирской прессе сообщили о том, что 10 сентября правоохранительные органы провели некие «процессуальные действия» в отношении «высшего должностного лица». Самые дотошные журналисты засыпали компетентные органы запросами подтверждения этой новости (забегая вперед — безрезультатно), а издание «Сводка ЦДЖ» рассказало уже как данность: это был обыск, и был он в кабинете у Риммы Шатовкиной. И, сопоставив факты и сведения из разных источников, заключило: история связана с расследованием обстоятельств выполнения контракта по поставке оргтехники, заключенного управлением по обеспечению деятельности мировых судей Новосибирской области.
«Сводка ЦДЖ» написала, что делом занимались сотрудники управления ФСБ. Они расследовали дело о пропаже большей половины 9-миллионного контракта, запросили в Советском районном суде санкцию на обыск у заместителя начальника управления Сергея Соколова. Судья поставила об этом в известность руководство облсуда, после чего якобы в правительство Новосибирской области ушел факс с информацией о выданной санкции на следственные действия.
«Придя на следующий день в кабинет чиновника с обыском, следователь и оперативники искомых документов не обнаружили, — рассказывает «Сводка ЦДЖ». — Дело на этом не закрылось. К концу июля набралось достаточно оснований, чтобы отправить под стражу и обвиненного в мошенничестве Соколова, и начальника управления Виктора Чиркунова, которому инкриминируют присвоение вверенных средств в особо крупном размере. Но история с оповещением о предстоящих следственных действиях получила свою долю внимания следователей, обнаруживших факс из суда в электронной системе документооборота областного правительства. Таким образом, с планами силовиков могли ознакомиться многие чиновники. Информация могла легко дойти и до Соколова».
Разглашение информации о предстоящих следственных действиях подпадает под 294 статью Уголовного кодекса о воспрепятствовании осуществлению правосудия и производству предварительного расследования. Кара — от штрафа в 100 тысяч рублей до четырех лет лишения свободы. «Доказательства причастности к такому нарушению не обязательно приведут к публичному скандалу, но могут стать поводом для завершения судейской карьеры», — прозрачно намекал автор материала.
С такой повесткой дело подошло к кульминации решения вопроса о продлении полномочий: 2 октября состоялось заседание комиссии по предварительному рассмотрению кандидатур на должность судей, которую возглавляет председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев. Именно этот орган является последним на пути к указу о назначении судей и продлении их полномочий, который подписывает президент.
Пресс-релизов по итогам заседаний комиссия, по понятным причинам, не распространяет. Но новость об отзыве заявления откуда-то все же просочилась.
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Фото пресс-службы управления судебного департамента Новосибирской области