Чиновники, добивающиеся сноса «Шарика», расчищают путь зеленым зонам в городе или прикрывают свои тылы от жалобщиков?
С начала августа в Новосибирске заговорили о том, что известное здание кафе у «Глобуса» могут признать незаконной постройкой и снести. Началась очередная попытка устранить с карты города заметное сооружение. На этот раз такое, которое будто специально напоминает сказочного Колобка не только формой, но и тем, что все его хотят (но не все, как мы помним, могут).
Иск мэрии Новосибирска о сносе шарообразного павильона около театра к его владельцу, ООО «Вита-К», совпал по времени с первым за 40 лет благоустройством и озеленением Сквера студенческих отрядов. А потому новосибирцам показалось, что все пройдет по схеме, с которой все познакомились при сносе целого ряда зданий общепита в Первомайском сквере. Но это не совсем так — и вот почему.
Война городских властей с заведениями общепита в скверах и парках действительно стала результативным трендом. Последняя победа — никого не взволновавший демонтаж нестационарного кафе быстрого питания, которое строили в Первомайском сквере еще как Carl’s Jr. Снесли формально из-за претензий УФАС к договору аренды участка, а фактически — потому что заведение в любом случае нужно было убрать, поскольку оно отсутствовало в новом проекте благоустройства сквера.
Другое дело, когда здесь в 2020 году сносили кафе «Сказка»: новосибирцы, помнившие, что когда-то это был клуб «Аквариум», даже ностальгировали. А вот устранение здания ресторана Park Cafe — оно пало в конце 2023 года под трехгодичным натиском властей — вообще стало резонансным делом. Был момент, когда заведение, которое многие, как ни крути, все же любили, даже думали сохранить и перевести в собственность мэрии, но случиться этому было не суждено. Только недавно, спустя девять месяцев после сноса, на образовавшемся в итоге пустыре, как на затянувшейся ране, начали разравнивать черный грунт под газон.
Можно вспомнить и других жертв этой бескомпромиссной борьбы. Городские власти не захотели договариваться с собственником кафе «Зазеркалье» в Нарымском сквере. Оно располагалось в единственном сохранившемся до наших дней павильоне — одном из многих, где в 1970-х проводили городскую выставку цветов, а теперь на его месте ничего нет. На входе в сад Кирова снесли два павильона, которые не только кормили людей, но и обрамляли вход в зеленое пространство.
Однако все эти потери оправдывало то, что объекты самим своим существованием расшатывали устои градостроительной политики. Park Cafe построили на уголке участка в 4,7 га, который прямо на кадастровой карте записан как предназначенный для сквера «Первомайский». Для сквера, а не цветочного павильона советских времен, переделанного в кафе, размечена и земля под Нарымским сквером, с краю которой стоял снесенный железобетонно-стеклянный артефакт. Капитальные постройки на таких участках действительно чреваты последующим выводом их в частную собственность. А за это в наши времена чиновникам светит серьезная ответственность.
Власти говорят, что защита зеленых зон от застройки — наша новая парадигма. Хотя тут тоже иногда видны весьма избирательные решения. Например, возмущающее многих горожан кафе прямо под боком Монумента Славы, где, по словам прошлого мэра Анатолия Локтя, «вообще не место подобным объектам», до сих пор никуда не делось. Его не пошатнула даже масштабная реконструкция мемориального комплекса в 2019 году. Команда нового мэра Максима Кудрявцева свою «парадигму» касательно этого объекта пока не обозначила.
Борьба со знаменитым «Шариком», напротив, возобновилась как раз после смены власти. Хотя и стоит он не в сквере, а рядом. На кадастровой карте занимаемый им земельный участок имеет отдельные от зеленой зоны границы и разрешенное использование «для размещения и эксплуатации кафе (закусочной)». Так что если требования мэрии будут удовлетворены, Новосибирск не получит лишних метров под очередной тополь, зато лишится очередного знакового заведения.
А оно действительно знаковое, несмотря на то что с виду выглядит как простой шар из стекла. Сразу после возведения, в 2007 году, в прессе его вообще называли символом Новосибирска и поражались, что опорной конструкцией здания является сама оболочка. Проект был отмечен премией «Золотая капитель».
«Шарик» стал первым (и самым простым) сооружением, построенным компаниями, связанными с новосибирским предпринимателем Денисом Герасимовым. Его автором является архитектор Валерий Филиппов, который вместе с Герасимовым потом создал такие же стеклянные, но уже более сложных форм бизнес-центр «Кокон» на улице Горького и общественный центр «Бутон» на Красном проспекте (оба объекта также становились обладателями «Золотой капители»).
Второй вопрос — капитален наш «Шарик» или является просто павильоном, для сноса которого городу достаточно просто расторгнуть договор аренды земли или дождаться его окончания. Если первое — налицо нарушение. Если второй — зачем огород городить, если потом все равно придется там кафе строить?
Тут заметим, что принципиально шарообразные здания стали популярны во всем мире именно благодаря дешевизне и скорости сборки-разборки. Возведение несущей системы нашего, новосибирского, шарика заняло всего две недели и потребовало труда одной бригады сборщиков. Без какой-либо громоздкой спецтехники. Но тогда почему у него, если судить по комментариям осведомленных ведомств, нашли капитальный фундамент и подземный этаж? Денис Герасимов уверяет: таково было требование городских властей.
«Когда много лет назад нам выделяли место и согласовывали проект, то потребовали, чтобы мы сделали усиленный фундамент и цоколь, — рассказал он «Новой Сибири». — У нас есть документы об этом, подписанные главным архитектором и другими муниципальными службами. Поскольку мы были проектировщиками и изготовителями объекта, документы хранятся у нас.
Дениса Герасимова огорчает происходящее вокруг сооружения: он надеется, что разум восторжествует и здание останется. А источником проблем он считает активность «профессиональных жалобщиков», которые, найдя формальные недостатки, никак не влияющие на суть, мешают работать органам управления города и области.
«Руководители понимают, что это абсурдные придирки, но они должны реагировать, — комментирует он. — И такие жалобщики работают не только по нашему объекту — они вообще всюду и реально мешают деловому процессу».
То, что «Шарик» обладает признаками капитального объекта и незаконной постройки, город узнал пару лет назад от общественника Евгения Митрофанова. В 2023 году он начал против него широкомасштабную войну.
Сначала добивался, чтобы его закрыли, потому что там торгуют спиртным. Оказалось, что предъява не по адресу — тема торговли на совести арендатора. И инспекторы Росалкогольрегулирования действительно нашли на складе ресторана неучтенные бутылки, выписали ему штраф, и теперь там давно другие арендаторы. Также Митрофанов раскачивал лодку на предмет того, что мэрия необоснованно продлевает собственнику объекта договор аренды земельного участка. Но до разбирательств эта тема не дошла.
Зато в 2023 году, реагируя на его обращения, мэрия включила «муниципальный земельный контроль» и обнаружила, что ООО «Вита-К» поставило здание на кадастровый учет. Сразу же появился иск муниципалитета к Росреестру с требованием регистрацию отменить.
Заседания Арбитражного суда Новосибирской области проходили странно. На каждом представитель «Виты-К» не уставал повторять, что регистрация сооружения в реестре не нарушает права собственника участка. В итоге мэрия за рамками судебного заседания просто обратилась в государственное ведомство с ходатайством — и регистрацию отменили. А иск потом пришлось отзывать, потому что нельзя отменить регистрацию того, что не зарегистрировано.
Теперь мэрия, будто там все тогдашние юристы уволились, спешит запретить новую госрегистрацию объекта и добивается его сноса. Вопрос: у нее есть другой претендент на освоение участка, или чиновники просто боятся, что очередная жалоба доведет кого-то из них до цугундера?
Последняя версия весьма убедительна — с учетом того, что чиновников среди уголовных арестантов прибавляется с каждым днем. В отличие от заметных результатов их работы на карте города.
Илья БАЛЕВИЧ, Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»:
Новосибирские общественники помогают мэрии со сносом Park Cafe