Оппозиция о многом договаривается. Партия власти о многом недоговаривает.
Локоть и голова
Новосибирская оппозиция чем-то смахивает на среднестатистическую семью. Ее члены друг друга поддерживают в непростой период, собираются на совет, которым, как водится, руководит глава семейства. Говорят о том, что надо держаться вместе. Понятное дело, приходят не все — некоторым своих забот хватает, другие в глаза бы таких родственничков не видели. Собравшиеся успевают и о проблеме поговорить, и отношения выяснить. В общем, если не вдаваться в детали, примерно так выглядит картинка совещания оппозиционных сил, которое прошло в этот понедельник, 20 января.
«Главой семейства» выступил депутат Госдумы, лидер новосибирских коммунистов Анатолий Локоть. Это он позвал в здание обкома своей партии потенциальных единомышленников. Таких набралось почти три десятка — представители оппозиционных партий и общественных движений, не лояльных власти. «Совет» закончился подписанием соглашения «по обеспечению законности проведения выборов мэра». Стороны договорились координировать свои действия, друг друга не критиковать, давать знать друг другу, если «Единая Россия» будет использовать административный ресурс…
Призыв КПРФ обсудить вопрос координации усилий во время мэрской кампании проигнорировали в «Гражданской платформе», ЛДПР и «Справедливой России». Хотя отсутствие «прохоровцев» заметили не все и не сразу. А когда заметили, акцентировать внимание не стали. И вряд ли в этом есть что-то странное: партия в Новосибирске пока себя не особо проявила и ничего толком о выборах, кроме того, что участвовать в них будет, не сказала.
Неявка представителей от ЛДПР и «Справедливой России» тоже не стала неожиданной, скорее, наоборот. Лидеры этих партий давно дали понять, что идея объединения — не про них. Тем не менее письменные приглашения они получали. «Анатолия Кубанова даже лично звали. Он сказал, что не придет», — заметили в обкоме КПРФ. Координатор регионального отделения ЛДПР Евгений Лебедев считает, что договариваться совершенно не о чем: «Что тут обсуждать, о чем договариваться? Мы и так ни на кого не нападаем. Ни на КПРФ, ни на «Единую Россию». Что касается законности, мы и не собираемся выходить за рамки законодательства. Если они друг другу не доверяют, то пусть и подписывают какие-то бумаги».
Напомним, что местные отделения «Справедливой России» и ЛДПР не всегда были столь категоричны. Помнится, перед парламентскими выборами их «номера один» в партийных списках от Новосибирской области публично ставили свои подписи на бумаге с заголовком «За честные выборы». Кстати, вместе с тем же Анатолием Локтем и нынешним участником союза, депутатом Госдумы Ильей Пономаревым, который с тех пор успел выйти из «Справедливой России». Сейчас экс-справедросс вместе с Локтем напоминают о том, что благодаря тому альянсу в Новосибирске оппозиция во время выборов в Государственную Думу в 2011 году победила «Единую Россию».
Но все-таки обогнала партию власти тогда только КПРФ. И не факт, что она набрала бы меньше голосов без того соглашения. Какие дивиденды получили с той консолидации либерал-демократы и справедроссы, большой вопрос. Ну, попиарились лишний раз. С другой стороны, они в том союзе вряд ли что-то теряли: в Госдуме места есть для любой зарегистрированной партии, собравшей нужный процент голосов. А вот в мэрское кресло всей бригадой ну никак не сядешь. Даже если в выборах участвуют три таких тяжеловеса, как депутаты Госдумы (Локоть и Пономарев) и бывший сенатор Стариков. Последний хоть и проигрывал выборы, но шороху наделал немало и собрал очень много голосов.
Брак по расчету
Что же говорить о личностях, которых как кандидатов на мэрский пост всерьез воспринимают разве что они сами (да и то не факт). Общественный деятель Алексей Крестьянов устраивает шоу из любого события, которое, не дай бог, его заинтересовало. Для него в смысле шоу выборы мэра в Новосибирске ничем не отличаются от приезда экс-порнозвезды Саши Грей. На встречу в обком КПРФ он пришел в своем обычном расположении духа. Подписал соглашение, обозвал его «милым». А к вечеру уже решил подавать на троих участников коалиции в суд за нарушение условий договора. Экс-сенатор Иван Стариков, Илья Пономарев и Анатолий Локоть не взяли его с собой на брифинг, на котором делились с журналистами своими впечатлениями и ожиданиями по поводу сотрудничества. Где же тут координация, о которой говорится в одном из пунктов соглашения, заключил Крестьянов? И повел себя как любой взрослый человек, которого (как он сам выразился) «низко обманули». От расстройства «обидел домашних животных, жену и ребенка». Так что у него и не было другого выхода, кроме как подать в суд на Локтя, Пономарева и Старикова. С кого еще ему взыскивать три тысячи рублей, чтобы, по его словам, купить «цветы жене, мороженое ребенку, косточку собаке и вискас котам». А нам искренне хочется надеяться, что Алексея Крестьянова каким-то чудом все-таки не выберут в мэры. А то, если он из-за какого-то пустяка так на близких бросается, что же будет с горожанами?
Свою долю «бонусов» от соглашения наверняка получат все оппозиционные кандидаты. Например, те, что участвуют в выборах для того, чтобы усилить или сохранить свой политический вес, а не победить. Кто будет называть проигравшим человека, который изящно выйдет из предвыборной гонки, чтобы поделиться своим электоратом с другим кандидатом?
При удачном раскладе общественным движениям тоже зачтется, если кандидат, которого они поддерживали, на выборах победит. Один из участников совещания признался: в его политической организации есть профессионалы, которые способны вписаться в команду нового мэра.
На семейный совет собрание оппозиции смахивало еще и потому, что инициаторы хотели сделать его закрытым от посторонних глаз. Прессу на заседание не пустили. Организаторы совещания посчитали, что это поможет «не выносить сор из избы». Но члены союза отлично справились с обнародованием «семейных дрязг» и без журналистов. Участники коалиции рассказали корреспонденту «Новой Сибири», что «семейную идиллию» нарушили местные национал-социалисты, заявившиеся на совет без приглашения. Некоторых из собравшихся напрягла перспектива сотрудничества с «Реструктом», который пропагандирует нацистские идеи. Могло ли такое остаться за кадром? Особенно после того, как в историю с соглашением, подписанным новосибирской оппозицией, вмешалось федеральное руководство одной из партий. Лидер «Яблока» Сергей Митрохин высказался против сотрудничества с националистами. Он заявил, что подпись руководителя новосибирской ячейки Олега Донских будет отозвана. Подобные неурядицы дают наблюдателям хороший повод позлословить или предположить, что «коалиция разваливается не родившись». Такой «диагноз» поставил политический вице-губернатор Виктор Козодой.
Самое интересное, выльется ли из подписанного соглашения идея о «едином кандидате» от оппозиции. В договоре об этом ни слова. Но некоторые из членов альянса не исключают его появления. И даже намекают на возможность проведения чего-то вроде праймериз — чтобы точно знать, в пользу какого кандидата лучше всего «сняться». Если единый кандидат от оппозиции все-таки появится, то всякие мелочи, вроде отзыва подписи «Яблока», отойдут на второй план. Вряд ли кто-то в этом случае сможет сказать, что встреча оппозиции была напрасной, — если ключевые противники кандидата от власти выйдут из игры, это значительно укрепит позиции оппозиционного кандидата.
Единый кандидат как предчувствие
Но пока праймериз остается по большей части «фишкой» партии власти. «Единая Россия» уже наметила сроки проведения выборов своего кандидата. Они стартуют только на следующей неделе. Хотя почему-то многих не покидает ощущение, что это простая формальность — для поддержания ореола демократичности «ЕР». Но даже некоторые из членов регионального политсовета признаются: вряд ли стоит ждать сюрпризов от праймериз, до которых допустят только членов партии и избранных участников «Народного фронта».
Все еще доносятся слухи, что среди кандидатов от «ЕР» могут возникнуть такие фигуры, как вице-губернатор Андрей Ксензов или другой зам главы области Анатолий Соболев. Но для большинства единороссов такой поворот событий кажется фантастикой. Не впечатляет их и то, что претендовать на выдвижение от «Единой России» собираются по меньшей мере три человека: депутат городского парламента Ирина Путинцева, гендиректор компании «Регион-строй», секретарь отделения «ЕР» в Дзержинском районе Сергей Капишников и и. о. мэра Владимир Знатков. Злые языки уже окрестили двоих из этих кандидатов «техническими». Но допустим все-таки, что есть какой-то смысл в праймериз, результаты которого заранее понятны.
Сомневаться в том, кто станет кандидатом от партии власти, становится все сложнее. Даже простым обывателям, которые понятия не имеют, что значит это заморское слово «праймериз». Ведь с каждым днем все больше людей не только запоминают фамилию Знатков, но и начинают узнавать его в лицо. Его ежедневно показывают в телевизионных новостях, интернет-ресурсы цитируют его слова о том, как он будет бороться с такой страшной проблемой, как сугробы зимой в Новосибирске. Дошло до того, что даже простая запись в соцсети, оставленная политическим вице-губернатором, «Еду домой, а тут снег чистят» воспринимается не иначе как намек на достоинства нынешнего и.о. Как тут не вспомнить анекдот про мужика, которому везде мерещился президент: «Включаю телевизор — Путин, радио — опять Путин, читаю газету — снова он. Подхожу к микроволновке. Слава богу, там котлеты».
При таком раскладе, конечно, непонятно, чем закончится праймериз «Единой России» и кто будет выдвигаться от власти. Особенно после того, как в соцсети родилась группа «За Знаткова!» Или когда чуть ли не в каждом почтовом ящике появился то ли буклет, то ли календарь, в котором на восьми страницах встречается пара портретов только одного Владимира Михайловича.
В мэрии причастность городских властей к этой полиграфпродукции отрицают. «Официально заявляю, что мэрия не имеет к этому никакого отношения. Материалы не оплачивала. Знатков даже еще не кандидат. Но если кому-то захотелось о нем рассказать — ради бога. Может быть, кто-то таким способом делает рекламу своему продукту. С нашей стороны нет претензий к инициатору публикации, в ней нет ничего противозаконного», — пояснил начальник департамента информационной политики мэрии Сергей Нешумов.
Кстати, «Новая Сибирь» брошюру, можно сказать, оценила. Во-первых, с некоторым изумлением обнаружила в ней отрывок из книги бывшего заместителя главного редактора газеты и талантливого журналиста Алексея Кретинина. Но мы можем только предполагать, понравилось бы нашему коллеге то, что его текст использовали для этой брошюры. В конце концов, книга вышла после смерти автора. И, между прочим, издавалась и распространялась при поддержке кого бы вы думали? Вице-губернатора Виктора Козодоя.
Что же касается единого кандидата, то в этом вопросе у оппозиции и партии власти есть кое-что общее. О нем много говорят, кто-то в него искренне верит, кто-то считает его вымыслом. Но он так и остается неким мифическим персонажем, пока настоящего никто не видел.
Елена АНИКИНА, «Новая Сибирь»
Фото с сайта www.kprfnsk.ru