Площадь Свердлова снова не переименовали

0
8195

Два совершенно чужих Новосибирску исторических деятеля сразились за право быть увековеченными в имени его площади.

ТРАДИЦИОННАЯ новосибирская забава «Переименуй площадь Свердлова» снова закончилась ничем. И это — несмотря на то, что в этот раз инициатором переименования выступал не кто-нибудь, а первый вице-спикер зак- собрания Андрей Панферов. Это именно он еще в марте предложил вернуться к вопросу об устранении с карты Новосибирска названия «площадь Свердлова» переименованием ее в площадь Александра Невского, собор которого расположен в двух шагах от спорного места.

В нынешнем году повод был подходящий — 800-летие святого князя. За год до этого с аналогичной инициативой выступала Новосибирская митрополия, но ее притязания были скромнее — переименовать остановку общественного транспорта в честь собора и князя. А еще раньше в качестве сменщиков Свердлова предлагали дирижера Каца и архитектора Крячкова. Звучало и имя маршала Покрышкина — его бюст стоит тоже рядом. Немного обломилось только Крячкову — его именем назвали сквер, в котором стоит памятник архитектору.

На этот раз к делу подошли основательно. Голосование запустили сразу и на муниципальном портале, и на портале госуслуг. Предлагалось выбрать из четырех вариантов:

Первый очевиден: «Площадь Александра Невского» — в честь князя Александра Невского.

Второй как бы креативен: «Александровская площадь». Вариант объединял имена трех выдающихся Александров: князя Александра Невского, императора Александра III, маршала авиации Александра Покрышкина.

Третий выглядел как бы компромиссным: «Новониколаевская площадь», а четвертый — умиротворяющим: оставить все как есть и ничего не менять.

Очевидно, что первые три варианта «против Свердлова» фактически отбирали друг у друга голоса. Служители собора Александра Невского посчитали это тактической хитростью. Напомнив о подвигах святого князя и злодеяниях пламенного революционера, они написали на сайте собора: «Перед нами классический вариант размазывания голосов «против Свердлова». То есть сторонникам переименования предлагаются три варианта, причем примерно с одинаковой смысловой нагрузкой, да так по-иезуитски хитро подано, что люди, которые будут голосовать за первый и второй или даже третий вариант, на самом деле будут голосовать за одно и то же. Вот так «организаторы» голосования разделили сторонников переименования площади на три группы. Сторонники же «площади Свердлова», опять же по желанию организаторов голосования, выступают единым фронтом. Им предоставлен только один вариант, которым они с радостью и пользуются».

Тем не менее собор призвал не уклоняться от участия в голосовании и проголосовать за первый вариант — «площадь Александра Невского». И, что интересно, до предпоследнего дня голосования этот вариант опережал «площадь Свердлова» на госуслугах, даже несмотря на то, что второй и третий варианты отбирали у него голоса.

Но тут всполошились сторонники Свердлова. «Союз жителей Кировского района» распространил заявление о зловещем заговоре: «В нашем городе реакционное духовенство делает очередную попытку по переименованию площади им. Свердлова. Просьба помочь не дать этому свершиться, для этого нужна ваша помощь в голосовании на сайте госуслуг».

Аларм поддержала страница новосибирского КПРФ в фейсбуке. Там тоже — про реакционное духовенство. А на местном сайте КПРФ появилась такая сентенция: «В числе сторонников (переименования. — Прим. «НС») — еще более консервативные силы, не скрывающие того, что переименование площади Свердлова — часть борьбы с советским прошлым».

МЭР-КОММУНИСТ Новосибирска Анатолий Локоть высказался насчет инициативы Андрея Панферова еще в марте: «Переименованием можно заниматься только в том случае, если большинство новосибирцев поддерживает эту идею. Если такого большинства нет, то мы рискуем расколоть общество. А мы готовы к этому? Сейчас непростое время, когда очень много противоречий, обострены социальные проблемы и возникают политические инициативы с предстоящими выборами в Госдуму. Мы готовы к тому, чтобы предложить дополнительно причину раскола общества?»

Дальше был такой пассаж: «Я предполагаю, что сначала нужно глубоко разобраться в вопросе, прежде чем принимать какие-то решения о переименовании. Не говоря о том, что это просто финансово затратно».

«Финансово затратно»? Вы это серьезно? Вот это реально юмористический аргумент. Тем не менее Локоть в июне 2021-го его переозвучил: «Я категорически против всякого рода переименований в Новосибирске, потому что это искажает наши традиции, сложившиеся отношения. Это может вызвать новые социальные и политические напряжения. Город Новосибирск динамично развивается, и каждый год появляются новые площадки, где можно применять новые названия, чтобы увековечить память тех или иных исторических личностей. Переименовывать — дело неблагодарное еще и потому, что тянет за собой экономические последствия. Последствия переименований могут вылиться в кругленькую сумму».

Ряд комментаторов напомнил мэру, что площадь Ленина в Новосибирске до революции называлась Новой Базарной. После революции она сначала стала Красной площадью, затем площадью Жертв революции, потом — площадью Ленина. После этого ее переименовали в площадь Сталина, но через некоторое время вернули «историческое» наименование — Ленина. Так и кто тут зачинщик переименований?

Анатолия Локтя активно поддержала его самая харизматичная подчиненная — вице-мэр Анна Терешкова. В ночь с предпоследнего на последний день голосования она написала у себя в фейсбуке: «Мне стыдно и больно, когда мужчинам нечем больше заняться, чем переименовывать площади». Вот как будто только мужчины там при деле, и только этим они и заняты.

Но, так или иначе, результаты таковы.

На муниципальном портале проголосовали 707 человек. Из них 33,5 процента — за «площадь Александра Невского», 50,3 процента — за «площадь Свердлова». То есть даже со вторым и третьим вариантами Невский Свердлову проиграл.

На портале госуслуг ситуация иная, и она подтверждает «пророчество» из собора. Проголосовали 1726 человек. Здесь два процента тех, кто затруднился с ответом. Остальные распределились так: 48 процентов — за Свердлова, 50 процентов — за первые три варианта (из них за Невского — 39).

Тем не менее итог очевиден: переименования не будет, во всяком случае, в ближайшее время. Вот что интересно: а если бы результаты муниципального голосования и голосования на госуслугах разошлись бы более радикально, что было бы? И еще интересно: а когда кто-нибудь, наконец, двинет идею переименовать площадь Ленина? Если не в Базарную, то хотя бы в Красную?

Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.