Вступая в денежные проекты, частные инвесторы и подрядчики все чаще огребаются масштабными проблемами.
АПРЕЛЬСКОЕ шоу силовиков в управлении капстроительства Бердска, окончившееся для руководителя учреждения Юрия Бекетова и главы компании «Росстрой» Константина Михайленко арестом, в Новосибирске связывают с работами по четвертому мосту.
Сопоставления вроде бы выглядят несопоставимыми: в бердской истории региональное управление СК России видит возможное хищение лишь 5 млн рублей, а на подготовке стройплощадки для моста КСП выявила неэффективное расходование 54 млн.
На первый взгляд обстоятельства похожи только тем, что и там, и там речь идет о разнице в стоимости работ и материалов. Но связь все же выстраивается более близкая. «Сводка ЦДЖ» пишет, что уголовное дело в отношении подрядчика по выносу коммуникаций из-под будущего моста было возбуждено через три дня после того, как член совета директоров группы «ВИС» Максим Губиев и советник гендиректора по правовым вопросам Тимур Сабирзянов повстречались в Новосибирске с губернатором Андреем Травниковым. Официально, правда, группа по итогам визита ничего не комментирует, но, по данным «Сводки», говорили на встрече о реализации концессионных соглашений.
У структур «ВИС» их уже три: четвертый мост, два мусоросортировочных полигона с заводами и семь поликлиник. Парадокс в том, что работает из этих трех только четвертый: региональный оператор по мусору, компания «Экология-Новосибирск», тоже входит в «ВИС».
Три же основных концессии стоят. Поликлинический проект очень долго отторговывался-переторговывался, по мусорному в арбитражном суде идет обмен исками между Министерством ЖКХ и энергетики региона и компанией «Экология-Новосибирск»: стороны правят уже заключенное концессионное соглашение.
Но это все по сравнению с третьим, по строительству мостовой переправы через Обь, — шуточки. Сначала на площадке будущего моста бодались местные компании за контракт в 338 млн рублей. В итоге ООО «СибСтрой Альянс» уступило ООО «Росстрой», а потом не сумело реализоваться ни в УФАС, ни в прокуратуре. Госстройнадзор только нарушения нашел, но не совсем у подрядчика: оказывается, «Росстрой» выходил на площадку, еще не имея разрешения на строительство, но виноватым оказался заказчик: ГКУ «Мост».
А вскоре и региональная КСП нашла косяк: неэффективные траты. Аудиторы провели выборочный анализ сметных цен на изделия и материалы и отметили, что по отношению к рыночным ценам сметные завышены от 2 до 3,5 раз. Из-за них теперь правительство перепроверяет смету.
«Сводка ЦДЖ» обращает внимание, что все это происходит на фоне волокиты с конкурсом на подряд по нулевому этапу строительства моста. «Попытка объявить конкурс в феврале провалилась... Вынос коммуникаций не завершен, расселение не закончено, участок не готов к строительству и, соответственно, не передан концессионеру. Работа по пересмотру смет может потребовать нового проектирования, что, помимо дополнительных расходов, выльется уже в новый риск — успеют ли ввести мост к молодежному чемпионату мира-2023?» — задает в итоге вопрос автор «Сводки». И припоминает историю со строительством предыдущего моста, Бугринского. Тогда сроки передачи участка сорвала мэрия, а затем получила трехмиллиардный иск от компании «Сибмост»: «Мэрия выиграла, сохранив деньги, но город проиграл, потеряв крупную компанию: убыток на Бугринском подорвал и без того непростое финансовое положение «Сибмоста».
Интересно, но еще об одной связи между мостом и коллектором можно было прочитать в «Новой Сибири» в начале февраля: тогда замдиректора «Росстроя» Михаил Мурзинцев, оправдывая выбор более дорогих труб, комментировал: использовать лучше именно немецкие, если мы не хотим, чтобы под четвертым мостом произошла такая же техногенная катастрофа, как на бердском коллекторе. Теперь же выясняется, что если верить официальным сообщениям следственных органов, и в Бердске со сметами все непросто.
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»