Сразу два новосибирских учреждения культуры лишились своих руководителей

0
9

В Новосибирске уволена с поста директора филармонии Татьяна Людмилина, директор областного театра кукол Николай Бирюля оставил должность по собственному желанию

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ сразу два новосибирских учреждения культуры лишились старых и без промедления обрели новых руководителей. В понедельник министр культуры НСО Игорь Решетников уволил с поста директора филармонии Татьяну Людмилину, назначив ее преемником Бейбита Мухамедина, а в среду стало известно о том, что свой пост добровольно покинул бессменный директор областного театра кукол Николай Бирюля, чье освободившееся кресло занял Юрий Горлатых. В случае кукольного театра смена власти произошла тихо и бескровно, в филармонии страсти кипят до сих пор: уволенный без объяснения причин директор рассказал журналистам свою версию кадровой рокировки.

Неожиданные и громкие увольнения чиновников от культуры стали для Новосибирска частью реальности, с которой приходится считаться. 24 сентября 2013 года была отправлена в отставку министр культуры НСО Наталья Ярославцева. 30 декабря 2015 года та же участь постигла ее преемника — Василия Кузина. 10 января 2014 года уволили директора Новосибирской филармонии Владимира Назимко. О причинах отставки работодатели, равно как и лишившиеся должности чиновники, не распространялись. Исключением стал Борис Мездрич: руководителя НГАТОиБ 29 марта 2015 года уволил министр культуры РФ Владимир Мединский «за невыполнение указаний учредителя». Приказ Борису Михайловичу вручил заместитель министра прямо в аэропорту, куда директор «Сибирского Колизея» приехал встречать столичных гостей.

ТАТЬЯНА Людмилина прибыла в областное Министерство культуры прямо из больницы, где теперь уже экс-директор филармонии проходит стационарное лечение. «В 12.15 я была ознакомлена министром культуры Игорем Николаевичем Решетниковым с приказом о том, что с сегодняшнего дня со мной прекращен трудовой договор, — рассказывала Татьяна Николаевна несколько часов спустя на брифинге, посвященном отставке. — Ситуация, согласитесь, неожиданная. Мы с Решетниковым беседовали тридцать минут. На мой вопрос, с чем это связано, я не получила никакого ответа. Кроме того, что решение со всеми согласовано, а в договоре есть пункт, по которому трудовые отношения со мной могут быть расторгнуты в любой момент. Я стала приводить аргументы в свою защиту. За два года значительно увеличились показатели филармонии — количество концертов, сумма доходов от собственной деятельности, без единого рубля государственных средств мы провели несколько гастрольных поездок, практически без государственных вложений отремонтировали камерный зал, без какого-либо финансового подкрепления единственные в России изменили в однозначно лучшую сторону акустические показатели государственного концертного зала. На все это мне было сказано: «Ну и что? Вы не нравитесь многим, у вас практически со всеми в филармонии плохие отношения. Вы устроили из филармонии отдельное государство, и я с вами не могу работать». Я спросила, что же будет с 80-летием филармонии. «А ничего, — ответили мне. — Все будет хорошо. Это вас уже не касается». Далее мне было сказано, что до 18 часов я должна собрать свои вещи и покинуть здание, а не заниматься тут долгими разговорами. На логичный вопрос о состоянии коллектива (600 с лишним человек, что они будут делать завтра? Кому я должна передать свои дела?) мне опять отвечали: «Это вас не касается». — «Вы же не можете меня уволить без причины?» — «Ну, Назимко же уволили. Он пережил, и вы переживете». — «А как же качественные показатели?» — «Это никого не интересует». Вот такая история».

Во время своего прощального выступления Татьяна Людмилина также отметила, что причина отставки скрывается в личной неприязни к ней Игоря Решетникова. Камень преткновения, по мнению бывшего руководителя Новосибирской филармонии, лежит в письме в поддержку тогда еще временно исполняющего обязанности министра культуры Новосибирской области, которое госпожа Людмилина отказалась подписывать накануне вступления господина Решетникова в должность: «У нас никогда не было открытых публичных конфликтов с министром. Но все знают, что Решетников отвратительно относился к филармонии. Это началось после того, как я не подписала письмо представителей культуры с просьбой его назначить. Я помню многих министров — в России и еще Советском Союзе. Но я не знаю другого министра, кто бы так унизительно вступал в должность. Ну, нет прецедентов, нет аналогов. Я не подписала это письмо и не скрывала этого никогда. Вот тогда-то и был зарыт камень сегодняшней ситуации. Я всегда была честна. Очень серьезным образом, никогда не считаясь с собственным временем, работала в театре «Глобус», то же самое делала в филармонии. Я не чувствую за собой ничего, из-за чего можно было таким образом расторгнуть со мной контракт. Я не нарушала финансовую и производственную дисциплину, не нарушала морально-этический кодекс, не нарушала своих обязанностей согласно контракту».

В этот же день министр культуры НСО объяснил представителям новосибирских СМИ, что причиной увольнения Татьяны Людмилиной послужили конфликтные взаимоотношения с сотрудниками филармонии и будоражащие организацию судебные разбирательства. На встрече с коллективом филармонии Игорь Решетников отметил: «Ничего страшного не произошло. Временно исполняющим обязанности директора мы назначили выпускника нашей консерватории, человека, имеющего управленческий опыт, — Бейбита Мухамедина. Я думаю, это хорошо, что человек закончил консерваторию и понимает многие творческие вопросы. И хорошо, что он уже руководил учреждением. И я подумал, что он будет опираться на руководителей всех творческих коллективов — это главный постулат. И я думаю, конфликтов, связанных с филармонией, которые просачиваются в СМИ, у нас больше не будет. Потому что все противоречия в коллективе должны решаться не на страницах прессы, а внутри коллектива. Пока наша филармония славится тем, что мы известны по средствам массовой информации. Это плохо. И еще раз плохо. Мы должны славиться своими концертами, программами, фестивалями».

Татьяна Людмилина к назначению Бейбита Мухамедина отнеслась скептически: «Разговоры о том, что Мухамедин очень хочет попасть на эту должность, шли с тех пор, как Решетников стал министром культуры. Я поздравляю всех с тем, что сотрудник, который руководил организацией из шести человек, пришел руководить организацией в 600 с лишним человек, при этом он очень лоялен к Игорю Николаевичу, с которым у него если не личные, то очень доверительные профессиональные отношения».

БЕЙБИТ Мухамедин широкой общественности пока не известен. В официальной справке пресс-службы Новосибирской филармонии сказано, что до этого момента он возглавлял ГАУК НСО «Дирекция фестивальных, конкурсных и культурно-массовых программ». Свое представление коллективу господин Мухамедин начал с обещания найти «золотую середину» и достигнуть согласия с руководителями творческих коллективов, чего не сумел добиться прежний руководитель: «Новосибирская филармония — самая достойная организация в сфере культуры нашей области. Понятно, что мы будем работать плодотворно, на позитив. Понятно, что каждый из людей здесь достоин большего, чем имеет сейчас в финансовом плане и в плане отношения к себе как к музыкантам. Говорю это честно и откровенно, потому что мы живем в одном городе и слышим, что тут происходит эти два с половиной года. Нет никаких претензий к предыдущему руководству. Я хочу начать с чистого листа. Предлагаю просто начать работу, а время покажет. Золотая середина, как я ее вижу, будет заключаться в том, что мы будем работать вместе с художественным руководителем, но каждый из нас будет заниматься своим делом. Я как управленец займусь управленческими вопросами, Владимир Михайлович Калужский займется творческими вопросами. Я увернем, мы найдем какой-то консенсус».

Что же касается смены директора в театре кукол, то, справедливости ради, это решение назревало давно. Николай Бирюля занимал должность директора с 1972 года и вошел в историю труппы как руководитель, сумевший инициировать и завершить строительство собственного здания для единственного в области государственного кукольного театра. Однако в последние годы театр находится в глубоком творческом кризисе, что постоянно отмечают эксперты в области профессионального театрального искусства. По слухам, предыдущие министры культуры Новосибирской области неоднократно предлагали господину Бирюле занять почетный пост президента и оставить руководящую должность, на что директор кукольного театра не соглашался. Решение об увольнении Николай Афанасьевич принял нынешней осенью и по собственному желанию. Освободившееся место теперь займет Юрий Горлатых, в прошлом депутат Законодательного собрания НСО и заместитель директора Новосибирского областного колледжа культуры и искусств. По словам Игоря Решетникова, господин Горлатых займется хозяйственными делами, а Николай Бирюля будет выполнять обязанности художественного руководителя. Пост главного режиссера сохранит за собой Ольга Гущина.

Фото предоставлено пресс-службой филармонии

comments powered by HyperComments