Очередная попытка установить в Новосибирске бюст вождя народов сорвалась. Теперь нас ждет общественное обсуждение
ИНИЦИАТИВНАЯ группа по установке в Новосибирске бюста Иосифа Сталина не оставляет попыток воплотить свою идею в жизнь. Но бюст, который обошелся инициаторам в 300 тысяч рублей, так до сих пор и не нашел официального пристанища в столице Сибири. 3 октября состоялось заседание художественного совета Новосибирска, на котором в очередной раз планировалось рассмотреть варианты установки бюста. Но… не судьба.
Впервые группа новосибирцев под руководством Алексея Денисюка, участника движения «За Сталина», выступила с инициативой поставить памятник вождю еще в 1998 году. Тогда руководство города сразу отвергло эту идею. Следующую попытку сталинисты предприняли в 2016 году. Предполагалось, что бюст может быть установлен в сквере Героев Революции, но выяснилось, что сам сквер является объектом культурного наследия и строить там что-то новое нельзя. Тогда авторы идеи написали письмо в мэрию с просьбой предложить альтернативную площадку. Им посоветовали территорию Новосибирского колледжа имена маршала Покрышкина. Но тут уже воспротивилось руководство колледжа.
БЫЛА еще мысль установить бюст в центре города, вблизи памятника героям Великой Отечественной войны, но выяснилось, что там проходят инженерные коммуникации.
Да и место весьма специфичное — рядом памятник Николаю II. Вот как бы они между собой общались?
3 октября худсовет должен был оценить три варианта: на Красном проспекте у Дома офицеров, на площади Сибиряков-Гвардейцев у стелы «Штыки» или в Ефремовском сквере у здания производственной компании «Тяжстанкогидропресс» (ул. Сибиряков-Гвардейцев, 50).
За несколько дней до заседания эксперт художественного совета Константин Голодяев обратился с открытым письмом к членам этого совета, в котором обозначил идеологическую неприемлемость установки бюста вождя: «Мнение новосибирцев по этому вопросу разделилось 50 на 50. Доставив удовлетворение одним, мы можем вызвать скорбь у других, а то и возмущение, протест. Нельзя открывать «ящик Пандоры». Ни в каком из предложенных ранее, ныне или завтра мест. За одной неоднозначной личностью пойдут памятники другим — Колчаку, Унгерну, Эйхе… Еще раз предлагаю ввести мораторий на установку в городе памятников». Свое письмо Голодяев заканчивает обозначением личной позиции по отношению к вождю: «Честному человеку жить в одном городе со Сталиным противно и некомфортно».
Вопрос о Сталине из повестки заседания художественного совета Новосибирска был изъят. Правда, не в связи с письмом Константина Голодяева, а по вполне юридическим основаниям. Дело в том, что 29 августа мэр Новосибирска Анатолий Локоть подписал постановление об изменениях в «Положение о порядке размещения элементов монументально-декоративного оформления на территории города Новосибирска». Одна из главных новелл этого положения теперь звучит так: «…департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска направляет мэру города Новосибирска… протокол общественных обсуждений для принятия им решения о согласовании (отказе в согласовании) размещения элемента монументально-декоративного оформления».
Иными словами, у новосибирцев появился новый повод встретиться друг с другом, поругаться и составить об этом протокол. Тогда у мэра-коммуниста появится оправдание для любого решения. Правда, не очень понятно, в какой форме будет проводиться такое обсуждение. Если дисциплинированные сталинисты приведут на это вече максимум своих сторонников, а их противники тоже постараются, может и драка получиться.
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»