Известный новосибирский девелопер поделился с журналистами своим видением основных причин занижения городских амбиций.
За прошедший год Новосибирск так и не смог реализовать одну свою давнюю мечту — обзавестись небоскребом. Ни один проект, заявленный амбициозными девелоперами, не дошел до стадии реализации, а можно сказать, что все они только отдалились от этой точки. Подводя итоги 2024 года, генеральный директор группы компаний «СМСС» Анатолий Павлов, идеолог одного из них, поделился с журналистами своим видением проблемы: главное, почему город не растет в высоту, считает он, — отсутствие консолидированной воли властей.
Возведя за последние годы большое количество заметных зданий, новосибирские девелоперы пока так и не смогли приблизиться к небу дальше, чем на 105,6 метра, — таковы сегодня самое высокие здания города, башни ЖК «Чикаго». Подниматься выше мешали близость к городу аэропорта, градостроительные ограничения, необеспеченность инфраструктурой и многое другое.
В мае 2025 года главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин заявил, что «наиболее реальным небоскребом» станет объект, затеянный в районе станции метро «Октябрьская», — для начала его строительства пройдены все необходимые формальности, работы планируется начать в 2025 году.
Всего в Новосибирске к тому моменту было заявлено о нескольких высотных домах. 150-метровую 43-этажку на углу улицы Ипподромской и Октябрьской магистрали анонсировала группа компаний «СибирьИнвест». 56-этажную новостройку на левом берегу, в Горском жилмассиве, анонсировала ГК «Первый строительный фонд». Но Александр Ложкин имел в виду квартал, уже известный как локация ЖК «Чикаго»: «СМСС» и «ВербаКапитал» давно хотят поставить там еще две башни — в 125 и 180 метров, и заявление главного архитектора прозвучало после того, как девелоперы согласовали высоту с «Росавианавигацией».
Однако с этим заявлением буквально совпали обращения жителей территории, которые в связи с появлением небоскребов опасались дефицита социальной инфраструктуры и «потенциальной угрозы» существованию своих домов. В общем, осенью 2024 года в интервью «Континенту Сибирь» руководитель ГК «ВербаКапитал» Вадим Ильченко оценит итог так: «Мы натолкнулись на определенную стену непонимания, формализма и регуляторных препятствий».
«Когда кто-то не против, а все остальные против, на лад дело не пойдет, — поясняет Анатолий Павлов изданию. — Кто-то из тех, кто имеет право принять решение (выдает разрешение или дает команду на выдачу разрешения) должен сказать: «Я категорически «за», и не дай бог кто-то будет против!» По-хорошему, основными амбассадорами в этом деле должны были быть мы и губернатор с мэром, чего, по большому счету, не случилось».
О каких разрешениях идет речь? Согласование с Росавиацией у ГК «СМСС» пройти получилось. Не удалось решить вопрос с обеспечением объекта школой. Рядом с будущим небоскребом места под нее нет. Ближайший подходящий участок — чуть подальше, возле центра «Сибирь-Хоккайдо». Но там по коллектору протекает река Каменка — несмотря на то что это происходит глубоко под землей, согласовать с экспертизой проект школы не удалось. Специалисты «СМСС» проработали все возможные варианты: разнести корпуса школы по берегам подземной речки, соединив их мостом, поменять местами лежащий рядом сквер и школу, но дело не сдвинулось из-за формального подхода со стороны различных ведомств.
Вопрос: это чья-то негласная установка или позиция властей в целом? Губернатор, если верить его заявлениям, — сторонник появления в Новосибирске небоскребов. На итоговой пресс-конференции в декабре 2024 года, отвечая на вопрос журналистов, он эту позицию подтвердил: «Все опасения по поводу строительства высотных зданий в Новосибирске я не разделяю. И, если вы помните, я являюсь одним из сторонников строительства небоскребов в Новосибирске. Если кто-то из застройщиков замахнется на небоскреб, я не то что не буду препятствовать — я даже буду всячески помогать».
Глава региона любит напоминать, что за бурный рост Новосибирск когда-то прозвали сибирским Чикаго, и понимает связь между архитектурными амбициями города и привлекательностью его как места жительства прогрессивного, передового населения страны. Однако он также в курсе того, что есть существенное отставание социальной инфраструктуры от этого курса, а потому оговаривается: помогать проекту он будет, «если это не влечет других проблем: отсутствия парковочных мест, въездов и выездов на магистральные улицы и так далее».
Насколько обеспечены всем этим пилотные новосибирские проекты небоскребов? Судя по всему, пока на этот вопрос могут ответить лишь обыватели, которым, как известно, вообще свойственно держаться за имеющийся статус кво. Минстрой, например, на запрос «Континента Сибирь» отвечает, что «анализом ситуации, связанной с выдачей разрешений на строительство высотных объектов капитального строительства в городе Новосибирске (отказами в выдаче таких разрешений на строительство), Министерством строительства Новосибирской области не проводился. План действий (мероприятий) по указанному вопросу не разрабатывался».
На фоне ужесточения практики выдачи разрешений на строительство, пришедшегося на 2024 год, это звучит как однозначный ответ авторам амбициозных проектов: «Не спешите». «Совсем недавно разрешения выдавались без оглядки на наличие социальной инфраструктуры. Она была учтена только в расчетных показателях и не предполагалась на момент ввода объекта в эксплуатацию, а теперь это стало одним из основных условий выдачи разрешения. Но за весь год свода правил регулирования этих процессов так и не появилось, — комментирует Анатолий Павлов. — Решения о выдаче разрешений на строительство с привязкой к социальной инфраструктуре и принятие отклонений от предельно допустимых параметров субъективны. Среди отклонений и параметры по высотности: все проекты выше 30 этажей проходят общественные обсуждения, а на них все решают активные жители близлежащих домов, которые чаще всего против новостройки, опасаясь дополнительной нагрузки на инфраструктуру — дорожно-транспортную, социальную».
Вес общественного мнения в центральной части города — а именно она в основном и рассматривается как локация под амбициозные архитектурные проекты — существенен. Многие жители входят в круг особо заслуженных горожан и могут напрямую формировать мнение профильного чиновничьего органа, а то и мэра. Да, это не навсегда, и рано или поздно Новосибирск свой небоскреб получит. При каком руководителе это случится — вот главный вопрос сегодняшнего этапа, считает Анатолий Павлов.
«Знаковые архитектурные объекты общими усилиями, всем миром, — убежден он. — Через годы люди забудут про нас, но будут говорить: этот небоскреб был первым, его построили при таком-то руководителе».
Сергей ЗАХАРОВ, «Новая Сибирь»
Визуализации ЖК «Чикаго-2». Предоставлены ГК «СМСС»
Ранее в «Новой Сибири»:
Анатолий Павлов: Каждый проект сначала нужно вообразить, а затем прожить с ним жизнь