У исторических купеческих домов в центре Новосибирска снесут надстроенный этаж

0
47

Мэрия Новосибирска добилась приведения в первоначальный вид пристройки к знаковому особняку в историческом центре города. Собственнику здания придется сносить его четвертый этаж, который он самовольно надстроил.

Один из самых малых архитектурных памятников Новосибирска — дом Марии Жернаковой.

Самодеятельность заметила инспекция Госстройнадзора Новосибирской области в сентябре 2022 года. Заинтересовались какими-то работами и выяснили, что идет самовольная реконструкция «посредством надстройки четвёртого этажа». Место самое историческое — улица Коммунистическая, бывшая Гудимовская, а здания — еще более исторические. Это два кирпичных особняка, памятники архитектуры. Коммунистическая, 43 в реестре объектов культурного наследия значится как жилой дом купчихи Марии Жернаковой — приехавшей в Новониколаевск из Колывани предпринимательницы, матери первого городского главы. Коммунистическая, 45 — тоже жилой дом купца: он побольше, с пафосной аркой по центру, построен председателем латышского прихода Петром Зедайном. Первый — 1912-го, второй — 1913 года постройки.

«Оба здания имеют безусловную историческую и архитектурную ценность для Новосибирска, находятся на линиях экскурсионных маршрутов, — пояснил «Новой Сибири» известный новосибирский краевед, экскурсовод, автор книг об истории города и сотрудник «Музея Новосибирска» Константин Голодяев. — Такие дома и связанные с ними исторические события должны достойно представлять наш город, поддерживать его туристическую привлекательность».

Сегодня два эти купеческих дома в частной собственности, принадлежат нескольким собственникам, в том числе компании «Экселленс», и, по сути, представляют собой единый объект. Во внутреннем дворике образовалось общественное пространство, которое несколько лет назад еще назвали бы хипстерским, — там кафе, кальянные, разнообразные творческие студии и котокафе Murchim. В остальном объекте — бизнес-центр имени компании-собственника. А новосибирские экскурсоводы любят рассказывать такую байку. Якобы после большого новониколаевского пожара сын Марии Даниловны, мэр города Владимир Жернаков так искренне помогал погорельцам, что на время сам остался без жилья и вынужден был временно перекантоваться у мамы. Сосед их, Пётр Матвеевич, узнав об этом, посетовал на тесноту и пригласил городского главу пожить у себя, бесплатно. А потом, говорят, все же попытался воспользоваться близостью к власти и подсунуть жильцу челобитную на освобождение от налогов.

Были ли какие-то отношения у нынешнего собственника зданий с властями, но действовал он весьма решительно. Правда, новый этаж вырос все же не на самих памятниках зодчества, а на более молодых пристройках во дворе. Так компания «Экселленс» прибавила к своим 2,96 тысячи квадратных метров площадей (из общих 3,8 тыс.) еще 314 метров, надстроив, как установит Госстройнадзор, сооружение «в виде деревянного каркаса, перекрытого одно- и двухскатной кровлей», со стороны здания по Коммунистической, 49 (на минуточку — это управление ФСБ России) облицовав кирпичом. «Высота образованного этажа от пола до конька составляет четыре метра», — отметит надзорный орган.

Эскиз фасада дома купца Петра Зейдана. Архивная копия.

Соответственно, именно «Экселленс» привлекли к ответу: мэрия потребовала сноса самостроя путем «приведения здания в соответствие с параметрами, существовавшими до самовольной реконструкции». В Арбитражном суде Новосибирской области привлеченная третьим лицом Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Новосибирской области пояснит: здания — объекты культурного наследия, реконструкция согласована не была. Ни просто в качестве капитальной реконструкции, ни как реконструкции рядом с охраняемым памятником.

В суде компания настаивала на своем праве и даже подала встречный иск о легализации самостроя. Поэтому пришлось заказывать судебную строительную экспертизу. И она оказалась к частнику весьма лояльной, заключив: здание, конечно, самострой, но, в принципе, нормам не противоречит и эксплуатироваться без угрозы разрушения и жизни граждан может.

Даже трещину в наружных стенах арки, зафиксированную в протоколе инспекторов, оправдали полностью: мол, она следствием работ по реконструкции не является.

Эксперты предложили на выбор два выхода из ситуации. Первый: оставить все как есть, а противоречия с законом устранить, разработав специальную проектную документацию. И второй: все снести, кровлю восстановить в первоначальном состоянии. Правда, отдельно добавил эксперт, при таком демонтаже может ухудшиться техническое состояние всего здания в целом.

Однако мэрия и привлеченные в процесс государственные органы настаивали: только снос. И суд согласился, предписав четвертый этаж снести (в законную силу решение не вступило и может быть обжаловано). Константин Голодяев думает, что собственник еще легко отделался.

Сегодня за жилым домом купчихи Марии Жернаковой — вполне себе хипстерский дворик. Фото newsib.net.

«Если самовольная реконструкция объекта не согласована и расположена в зоне охраны, то это прямое нарушение и уголовная ответственность, — говорит он. — Сами дома по ул. Коммунистической, 43 и 45 являются охраняемыми объектами культурного наследия региональной категории охраны (по решению Новосибирского облисполкома от 18.07.1990 г. № 282). Здания со двора этого обременения не несут, однако в области примыкания их к ОКН имеют ограничения по высоте. В решении таких вопросов существует практика, когда застройщик берёт на себя некоторые юридические обязательства по сохранению и содержанию пограничных ОКН. Как разрешится вопрос в этом случае — покажет время».

Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

Похитители металлочерепицы с крыши новосибирского объекта культурного наследия остались безнаказанными

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.