Депутаты и общественники пришли к новой версии об источнике неприятных запахов в Новосибирске.
МНОГОЛЕТНИЕ поиски источника городской вони, вероятно, подходят к концу. Или, по крайней мере, выходят на финишную прямую. Последние данные этой кампании на прошлой неделе обсудила рабочая группа горсовета по экологии, теперь вопрос будет рассматривать Совет депутатов Новосибирска.
Новосибирцев неприятные запахи беспокоят давно. В советское время их возмущал запах, исходящий от жиркомбината, — возмущал, но тогда на него никто особо не жаловался. Потом предприятие эвакуировали, но появились новые раздражающие обоняние факторы. Два года назад об этом высказалось руководство аэропорта «Толмачево»: гости города, попадая в «воздушную гавань столицы Сибири», обнаруживали, что их встречает какой-то неправильный запах. Тогда в поиски источника под эгидой правительства включились все ведомства, обладающие соответствующими полномочиями. Но в итоге это взаимодействие к решению проблемы не привело. И тема стала регулярно становиться поводом для обсуждения и осуждения.
Нынешняя волна была осложнена спецификой предвыборной гонки: к теме оказались причастны многие кандидаты в депутаты. Но выборы прошли, а в конце ноября региональная прокуратура выдала свои наработки на этот счет: она сообщила, что с начала 2020 года поступило 175 обращений о неприятных запахах в Новосибирске и его окрестностях.
Заседание рабочей группы горсовета по экологии, состоявшееся за неделю до сессии, должно было подготовить вопрос на сессию. Народные избранники на ней планируют принять обращение к коллегам из областного парламента. Там теперь создана отдельная комиссия по вопросам экологии, и городские депутаты попросят ее рассмотреть вопрос о неприятных запахах в первоочередном порядке. Это связано с тем, что не все потенциальные источники запахов расположены на территории Новосибирска.
В разное время на роль главных источников назначали разные предприятия. Долгое время на его место пытались назначить Кудряшовский свинокомплекс. Территорию производителя свинины контролирующие органы в итоге исходили вдоль и поперек и нарушений не нашли. Зато обнаружили нарушения экологических требований на Новосибирской птицефабрике и НПК «Агротех» (производитель кормов). Всего органы отработали 175 обращений и сообщений в прессе.
Недавно группа новосибирских общественников (Владимир Кириллов, Евгений Митрофанов, Алексей Носов), проводя свое собственное расследование, обнаружила возле Чикской птицефабрики огромное пометохранилище в несколько сотен гектаров. Теперь подозрения лежат на нем. Но они же показали в своих видеоотчетах и массу других потенциальных нарушителей атмосферного спокойствия. И проблема от этого стала выглядеть еще более сложной.
Расследование Кириллова, Митрофанова и Носова вылилось в небольшой «сериал». Председатель комиссии по городскому хозяйству Игорь Кудин считает, что состоявшееся обсуждение — во многом их заслуга.
Но на рабочей группе при горсовете с главным отчетом выступал руководитель МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» (УЗСПТС) Александр Мысик. Оказывается, из всех возможных источников вони в последнее время стали все чаще называть ливневую канализацию, а она как раз находится в ведении УЗСПТС.
Александр Мысик сообщил, что в настоящее время руководимое им учреждение следит за 325 километрами сетей ливневой канализации. Но есть еще около 150 километров бесхозных сетей, а также незаконные врезки в легальные сети. Сейчас УЗСПТС занимается наведением порядка в этом хозяйстве.
Но если легальные сети отводят городские стоки на очистные сооружения, то «левые» ведут прямо в реки Ельцовка-1 и Тула. И штрафы за такую самодеятельность выписывают небольшие и редко. Зато на полное приведение ливневки в порядок требуется несколько миллиардов рублей.
По словам Александра Мысика, на будущий год запланировано создание полноценной лаборатории, которая будет контролировать качество стоков. «Совместно с руководством города будет определено место расположения лаборатории на территории метродепо «Ельцовская». Сейчас там происходит ремонт помещений, мы будем закупать оборудование», — сообщил Александр Мысик.
Алексей Носов по итогам обсуждения заявил: «Больше, чем ливневка, не воняет ничего». В качестве примера он привел ситуацию в сквере имени Пименова рядом с ГПНТБ — там труба, выходящая из перекрестка коллекторов, отравляет воздух годами. На эту ситуацию обратил внимание и депутат горсовета Игорь Титаренко.
Что касается незаконных врезок, то, по мнению Носова, эта проблема решается достаточно просто: надо их просто заварить, тогда нарушитель сам прибежит, как только стоки начнут выливаться у него на предприятии. Особенного много таких предприятий на улице Жуковского — в районе полулегальных и нелегальных автомоек. Игорь Кудин предложил взять это на контроль и «пойти по малым рекам».
В ходе обсуждения были названы и улицы, которые регулярно затапливает во время ливней. Среди них — Владимирская, Котовского, Сибирская, Троллейная. Ну и, конечно, многострадальная площадь Труда. Игорь Кудин отметил, что в Новосибирске есть целые микрорайоны без ливневой канализации. Раньше экономили на государственном уровне, теперь — на уровне отдельных застройщиков. Причем, как пояснил Александр Мысик, принудить их к созданию ливневки невозможно.
Депутат Александр Бестужев отметил: «Если мы занимаемся благоустройством или дорогами, но не делаем ливневую канализацию, это деньги, потраченные впустую. Вода все размывает».
Но депутаты все же решили сначала разобраться с той ливневкой, которая уже есть. Они поручили МУП «УЗСПТС» до конца февраля 2021 года произвести ревизию всех сетей. В первом квартале будущего года намечено следующее заседание рабочей группы горсовета, посвященное неприятным запахам. Там с отчетом ждут и руководителей МУП «Горводоканал».
Пока же достигнута договоренность о совместных с УЗСТПС выездах на места, которые считаются наиболее проблемными. Игорь Кудин предложил составить перечень улиц, где необходим срочный ремонт ливневки, и отметил: «Мы вплотную подошли к этой теме. Выезды на такие участки — это первый шаг. Наша главная цель — глобальная капиталоемкая программа. Говорить про ливневую канализацию уже невозможно — нужны конкретные действия и четкий график на годы вперед».
Алексей МАКСИМОВ, «Новая Сибирь»
Да от Кудряшей внимание отводят, вот и все