СО РАН продолжает выживать из коттеджа академика Александра Асеева — своего бывшего председателя и бывшего почетного новосибирца.
Бывшего почетного жителя Новосибирска, ученого-физика и экс-председателя СО РАН Александра Асеева вместе с родственниками хотят выселить из дома через суд. Речь идет о предоставленном семье ученого злополучном коттедже, чей спорный статус уже довел академика до приговора по 45-миллионному уголовному делу о мошенничестве.
Соответствующий иск Сибирского отделения Российской академии наук поступил в Советский районный суд Новосибирска в конце июля. Судя по карточке дела, ответчиками по нему выступают сам Александр Асеев и члены его семьи, в том числе супруга и дочь. Именно на последнюю решением суда, принятого 10 лет назад, был приватизирован коттедж, ставший предметом разбирательств.
Напомним, в 2023 году Асеева признали мошенником как раз за то, что он, занимая пост председателя СО РАН, убедил членов президиума реконструировать и предоставить ему коттедж площадью более 600 кв. метров в Советском районе для использования в служебных целях. Как будет позже установлено, законных оснований на это не было. По мнению правоохранителей, после проведения дорогостоящего ремонта и реконструкции Асеев, представив подложные документы, приватизировал дом в пользу своей дочери. Нанесенный государству ущерб оценили в 45,8 млн рублей.
Ученый свою вину отрицал с самого начала — заявлял, что процесс изначально шел с обвинительным уклоном. Следствие указало в деле актуальную на момент возбуждения дела рыночную стоимость коттеджа, а не фактическую в момент ремонта в начале 2010-х. Подчеркивалось, что ученый за реконструированный коттедж передал государству свою квартиру в качестве возмещения, а приватизация проводилась с разрешения президиума СО РАН.
В ответ на эту позицию приводились аргументы о лукавстве некоторых цифр. Например, призывая взять за базу не рыночную стоимость коттеджа, а затраты на него из бюджета СО РАН, свою «принесенную в жертву» квартиру он оценивал ровно наоборот — называя актуальную рыночную цену, а не ту, по которой ее покупал.
Аргументы академика не уберегли его от обвинительного приговора. Ему дали четыре года условно с полумиллионным штрафом, который он быстро выплатил. Приговор устоял в высших инстанциях, но еще до вступления его в силу, в конце 2023 года, горсовет лишил ученого статуса «Почетный житель Новосибирска». Кроме этого, на его основании было отменено и решение Советского райсуда, подтверждающее права дочери Асеева на приватизацию коттеджа и вступившее в силу еще в 2015 году.
Этот момент весьма интересен. Когда Ольга Асеева, к тому моменту большее время проводившая во Франции, а не в России, решила воспользоваться своими правами на приватизацию жилья, она обратилась в суд, и там законность ее требований подтвердили. На момент вынесения приговора ее отцу это решение действовало.
После приговора права собственности на коттедж перешли государству, но это не означало, что Александр Асеев вместе с семьей должны были собирать чемоданы. Академик заявил, что освобождать жилье не намерен, и обратился в суд с ходатайством отменить условное осуждение и снять судимость на том основании, что вел себя хорошо и никого не обманывал.
«Коттедж Асеев не освободил и проживает в нем до настоящего времени. Согласно положениям ст. 86 УК РФ, если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно и возместил вред, причиненный преступлением, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости. В своем ходатайстве Асеев А. Л. указал, что после вынесения приговора обязанности, установленные ему судом, выполнял, осознал допущенные им при совершении преступления ошибки, в связи с чем считает возможным отменить ему условное осуждение со снятием судимости. Также академик заявил в заседании, что никакого мошенничества он не совершал и что освобождать коттедж не желает», — так в феврале 2025 года комментировали его обращение в управлении Судебного департамента в Новосибирской области.
Лишь в апелляционной инстанции, в мае 2025-го, с ученого судимость действительно сняли-таки и даже вернули ему арестованный в рамках уголовного дела автомобиль Peugeot 4007. Облсуд заключил: права собственности на дом, как и решено приговором, теперь за Российской Федерацией, а «непризнание вины, отсутствие сожалений в наступлении общественно-опасных последствий, тяжесть и общественная опасность совершенного осужденным преступления не предусмотрены законом в качестве обстоятельств, препятствующих отмене условного осуждения и снятии с осужденного судимости».
Это, правда, пока не повлияло на статус ученого как бывшего почетного жителя — депутаты горсовета предпочли даже не обсуждать вопрос о его возвращении. Ну и переданный государству в лице СО РАН коттедж ученый и его семья так и не освободили.
Теперь очевидно: государство это не устраивает, о чем свидетельствует иск о принудительном выселении.
Как говорится в официальном ответе прокуратуры Новосибирска изданию SibPublicFaces.ru, 3 июня 2025 года ведомство внесло представление нынешнему главе СО РАН Валентину Пармону о необходимости обратиться в суд с требованиями к семье бывшего председателя, и он его, очевидно, выполнил. Рассмотрение иска взято прокуратурой на контроль. Предварительное судебное заседание назначено на 9 октября 2025 года.
Вместе с требованием СО РАН в суде будет рассматриваться и иск Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом по Новосибирской области. Изначально про это нужно было писать не «вместе», а «параллельно», однако недавно Советский райсуд принял определение о присоединении одного дела к другому.
А вот действительно параллельно будет идти гражданский процесс по иску супруги Александра Асеева к СО РАН и агентству по управлению госимуществом. Учитывая сложность и многогранность истории академического коттеджа, от этой линии тоже можно ждать каких-нибудь новых сюрпризов.
Илья БАЛЕВИЧ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»: